Ранее я никогда не задумывалась о том, что происходило на территории моего поселка Яблоновского или на землях Ростовской области в древности. Со временем меня этот вопрос заинтересовал. Я стала читать, смотреть передачи и документальные фильмы. Так узнала, что много народов обитало на землях Ростовской области. Одним из самых таинственных и могущественных из них были скифы.
Мы все слышали о скифах. Если задать людям вопрос: «Что это был за народ?» — Бородатые воины — всадники, кочевавшие на нашей земле тысячи лет назад, возможно, предки славян, — скажет тот, кто не знает почти ничего.
Больше я о скифах не задумывалась. Но произошло событие, которое снова привлекло мое внимание к данной теме.
В поселке Яблоновском летом 2021 года проводили работы по газификации поселка. Одновременно с рабочими — газовиками приехали археологи. У них уже была карта с захоронениями. По их словам, в нашей степной зоне находится много скифских захоронений, а в поселке Яблоновском могут быть могилы этого древнего народа. С этого момента в нашем поселке начались активные работы археологов.
Захоронение было найдено на улице Майской. Глубина могилы составляла 1 метр. В захоронении, кроме скелета человека, обнаружили кувшин с окаменевшими остатками зерна и шкатулку с монетами. Найденный кувшин, увы, не сохранился в целости. К сожалению, во время проведения раскопок нижняя челюсть скелета была повреждена. Археологи провели предварительную экспертизу. Они определили, что возраст найденного скелета составляет около 4000 лет, и принадлежал он мужчине около 40 лет. Позже этот скелет и остальные артефакты отправили в город Ростов–на–Дону на подробную экспертизу.
После этого события мои родные вспомнили историю, связанную с одним артефактом, который, возможно, относится к скифам. Этот случай произошел в 2006 году. Мой дедушка, Николай Федорович Дударев, однажды пас коров в степи. Пока коровы паслись, дедушка наткнулся на некий предмет. Оказалось, что это наконечник стрелы. Длина наконечника составляет 15 см. На экспертизу дедушка наконечник так и не отдал. Люди, хорошо знавшие историю, по внешнему виду артефакта предположили, что этот наконечник, скорее всего, принадлежал скифам. Артефакт оказался здесь, потому что скифы охотились и воевали в наших окрестностях. Мой дедушка передал эту интересную находку своему сыну, Владимиру Николаевичу Дудареву.
Происхождение скифов и формирование государственности
На сегодняшний день достоверных сведений о том, откуда произошли скифы, нет. Известно, что впервые они появились в VII веке до н.э. Жили скифы с VII в. до н.э по III в н.э и заселяли территорию от реки Дунай до устья реки Дон, Приазовья и Крыма.
Первые упоминания о них встречаются ещё в клинописных табличках. Но в большей степени представление об этом народе сложилось по свидетельствам Геродота. В 450 году он совершил путешествие в Скифию и описал их образ жизни, обычаи и традиции, посвятив этой теме целую главу в своей книге «История».
«Отец истории» в своей книге привел три версии происхождения скифов, которые сильно отличались друг от друга. Первая версия говорила о том, что скифы самый молодой из всех живущих на земле народов. По второй версии, территория, принадлежавшая им, была пуста до их возникновения. Третья теория утверждала, что скифы, придя в Северное Причерноморье, Приазовье и к реке Дон из Азии, вытеснили оттуда своих предшественников — киммерийцев.
Также существует легенда, объясняющая происхождение скифов. По легенде, скифы появились от брака Геракла с женщиной — змеей. У них родились три сына: Агвафирс, Гелон и Скиф. И только младший из трех братьев смог исполнить завещание Геракла – опоясаться поясом с пряжкой из золота и суметь натянуть лук Геракла. Скиф то и стал родоначальником племени.
На рубеже V–IV веков до н.э. у скифов сложилось государство – Великая Скифия. Великая Скифия была монархическим государством по форме правления.
Скифское государство было прежде военной организацией. Воинами были не только взрослые мужчины, но и большинство женщин. Женщины — скифянки обладали многими правами и свободами. Они наравне с мужчинами сражались в бою, а их похороны проходили со всеми воинскими почестями. По мнению многих исследователей, скифянки — воины могли послужить прототипом легендарных амазонок.
Верхушку скифского общества составляла мощная военная скифская знать во главе с царями. К скифской знати принадлежали военные вожди и царские дружинники. Основную часть взрослого населения составляли воины, а также земледельцы или скотоводы – рядовые общинники. Были у скифов и рабы.
Царь у скифов обладал значительной властью. Он возглавлял войско, а также был верховным судьей. Невыполнение приказа царя наказывалось смертной казнью. Однако власть царя не была абсолютной. Важнейшие дела обсуждались на народных собраниях, которые получили название «Совет скифов». «Совет скифов» был демократическим органом власти, на заседаниях которого иногда решали даже судьбу царей.
Наивысшего подъема Великая Скифия достигла в IV в. н.э. во времена царя Атея. Он подчинил своей власти все скифские земли от Дуная до Дона. Государство стало централизованным, а также была начата чеканка скифской монеты.
К III в. до н. э. войска Александра Македонского нанесли скифам сокрушительный удар, из–за чего территория скифов ограничивается лишь Крымским полуостровом. В начале III в. н.э. в район Северного Причерноморья пришли готы, которые разрушили скифские города. Окончательно скифское государство разгромили гунны, появившиеся на Крымском полуострове в 70–е гг. IV в. н.э.
Быт и образ жизни древних и современных авторов, основным занятием скифов было кочевое скотоводство. Лошади, овцы и другой крупный и мелкий рогатый скот круглый год находились на подножном корме. Постоянные кочевки в широтном направлении сочетались с сезонными меридиальными перемещениями. В начале лета скот гнали с юга степи на север, к лесостепной границе, а осенью — на юг, где сохранялся травяной покров.
Скифы умели перерабатывать и заготавливать впрок продукты животноводства, а также вялить мясо. Из кобыльего молока получали сыр, а также напиток, составлявший основу питания – кумыс. Скифы очень широко использовали кожу, шерсть и кость для изготовления конской упряжки, одежды, предметов обихода. За скотом ухаживали как женщины, так и мужчины. Мужчины не только охраняли и пасли стада, но и охотились. Женщины в основном выполняли работу по дому, а домом скифу и его семье служила повозка – кибитка. Кибитки, запряженные волами, крытые войлоком и задрапированные домоткаными коврами, двигались за стадами. Мужчины с подростками сопровождали повозки верхом. В местах более длительного пребывания скифы сооружали стационарные жилища, похожие на юрты или чумы из деревянных жердей и шкур животных. При необходимости их можно было быстро демонтировать и перевозить на повозках.
Скифы, которые жили в местах длительных стоянок, занимались и ремеслами. Кочевникам требовались металлические изделия, необходимые для жизни, охоты и войн – оружие, конская сбруя, инструменты для обработки дерева, кости, кожи. Поэтому, скифы умели получать и обрабатывать бронзу, железо, золото. Бронзу применяли для изготовления наконечников стрел (каждый скиф имел их по нескольку сотен), а также котлов для варки мяса. Часть металла и металлических изделий кочевники получали путём грабежа и сбора дани, а часть — путём торгового обмена. С появлением на берегах Черного и Азовского морей эллинских колоний скифы стали получать продукты и изделия мирным путём.внешний вид скифов
Сохранились изображения и письменные упоминания, помогающие представить внешний вид представителей скифского народа.
Если верить изображениям на найденных в Приазовье и территории Дона сосудах и предметах ручной работы, то скифы были ярко выраженного европеоидного типа, с гладкими или слегка волнистыми волосами на голове.
Мужская одежда состояла из коротких кожаных кафтанов (туго перетянутых поясом), длинных, плотно облегающих кожаных штанов или широких шерстяных шароваров. Кафтаны носились мехом внутрь, по их краям и на спине располагались узоры.
Д. ТКАЧЕВА, учащаяся 11 класса Краснозоринской школы (рук. Д. Пашко, учитель истории и обществознания).
Продолжение в следующем №