27 августа в нашей стране отмечается День Российского кино.
Невозможно представить нашу жизнь без искусства. Мы читаем книги, слушаем музыку, смотрим фильмы. У многих видов искусства есть свои праздники: День танца, театра, литературы, кино.
Важнейшей датой в истории кинематографа является 1895 год — публике был представлен первый фильм. В Российской империи первый киносеанс прошел 4 мая 1896 года в Санкт-Петербурге. Фильм уже отечественного производства продемонстрировали 2 октября 1908 года. Он назывался «Понизовая вольница» и был снят режиссером Владимиром Ромашковым по мотивам русской народной песни «Из-за острова на стрежень» о Стеньке Разине.
С этого времени кино стало частью культуры.
Кино — это удивительное искусство, которое объединяет сотни людей. Создание фильма заставит зрителя почувствовать все, что происходит на экране.
Каждый фильм — это неповторимое произведение искусства, переплетающееся с множеством элементов, начиная от сценария и заканчивая дизайном костюмов. Съемочный процесс может продолжаться несколько месяцев и включать в себя работу режиссера, актеров, операторов, звукорежиссеров и многих других людей разных профессий.
Творчество М. А. Шолохова тесно связано с кино.
Экранизация — это перенос произведения или рассказа, полностью или частично, в художественный фильм. Литературные произведения являются основой экранных образов кино с первых дней его существования.
Произведения М. А. Шолохова начали выходить на экран с 1930 года.
Хотелось бы рассказать о экранизациях произведений М. А. Шолохова.
Первое произведение, которое было экранизировано – роман «Тихий Дон».
Роман «Тихий Дон» был экранизирован 4 раза, начиная с 1930 год и стал самым популярным произведением классика, отмеченным многочисленными наградами, в том числе Нобелевской премией.
«Тихий Дон» — немой кинофильм 1930 года производства Союзкино. Первая экранизация двух первых завершённых книг одноименного романа. Шолохов сам приезжал на съёмки фильма, ревностно следил, кого выбрали на главные роли. Больше всего волновался, каким получится Гришка.
В картине акцентировались взаимоотношения Григория и Аксиньи, разыгрывалась мучительная, запретная любовь, на которую обрушились роковые обстоятельства.
Роль Гришки исполнил начинающий актер 24-летний Андрей Абрикосов.
Летом 1929 года режиссёры Ольга Преображенская и Иван Правов, завершившие картину «Бабы рязанские», приступили к отбору актёров для нового фильма. Среди актёров, пришедших на пробы в массовку, был Андрей Абрикосов. В Москву он перебрался из Симферополя, устроился поначалу слесарем, потом пошёл заниматься сценическим искусством к Зинаиде Соколовой, сестре Константина Сергеевича Станиславского… и оказался в Малом театре.
На пробах у него спросили: — «Тихий Дон» читали?
— Да, читал, — соврал Андрей.
— А Григория смогли бы сыграть?
— Конечно!
— Приходите завтра на студию!
Абрикосов был уверен в победе, но утвердили его не сразу. Приняли его только через месяц, со второй пробы, на которую он явился уже после того, как в поезде увидел «Тихий Дон» у своего попутчика и залпом прочитал всю книгу.
Аксинью сыграла уже известная на тот момент Эмма Цесарская.
Утвердили ее тогда без проб – Шолохов был в восторге от актрисы, а германская фирма, при участии которой создавалась картина, поставила условие, чтобы снималась только она. После мировой премьеры западные газеты наперебой расхваливали советскую кинозвезду, а знаменитый художник Орест Верейский, иллюстрируя «Тихий Дон», рисовал свою Аксинью с Цесарской.
У фильма был трудный путь к зрителю – картину пытались не выпускать на экраны, «приговор был такой: «казачий адюльтер», «любование бытом казачества», «внеклассовость и отсутствие поддержки революции».
В январе 1930 года Михаил Шолохов писал актрисе Эмме Цесарской: «Что касается «Тихого Дона» и того, что я будто бы способствовал или радовался его запрещению, — чушь! До таких вершин «дипломатии» я еще не дошел. Разумеется, приеду, и, разумеется, буду делать все от меня зависящее и возможное, чтобы «Дон» пошел по экрану. Но знаешь ли, мне не верится во все эти слухи, по-моему, это очередная инсинуация московских сукиных сынов и дочерей. Ну, да черт с ними!»
После выхода «Тихого Дона» режиссеры были изгнаны из Ассоциации работников революционной кинематографии с формулировкой «за потакание мелкобуржуазным вкусам классово чуждых зрителей».
Всего на сегодняшний день экранизировано 13 произведений писателя, по ним снято 20 картин.
- «Тихий Дон» (1930 г., 1958 г., 1992-2006 г., 2015 г.)
- «Поднятая целина» (1939 г., 1961 г., 1971 г.)
- «Страницы рассказа» (1958 г.) – снят по рассказу «Судьба человека»
- «Судьба человека» (1959 г.)
- «Пастух» (1957 г.)
- «Жеребенок» (1959 г.)
- «Нахаленок» (1961 г.)
- «Когда казаки плачут» (1964 г.) – снят по рассказу «О казаке, крапиве и прочем»
- «Донская повесть» (1964 г.) – снят по мотивам рассказов «Шибалково семя» и «Родинка»
- «Непрошеная любовь» (1964 г.) – снят по рассказу «Чужая кровь»
- «В лазоревой степи» (1970 г.) – снят по ранним рассказам М. А. Шолохова
- «Смертный враг» (1971 г.)
- «Они сражались за Родину» (1975 г.)
- «Рожденный свободным» (2005 г. США) – снят по рассказу «Жеребенок»
- «Продкомиссар» (2018 г. Молдавия)
Ю.М. Мурашова, экскурсовод отдела историко-мемориальных экспозиций Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова