Во всем мире среди всех медицинских направлений в лидерах онкология, кардиология. А гастроэнтерология? Как утверждает заведующая отделением гастроэнтерологии Московской клинической больницы имени Боткина Оксана Левина, не сыскать на земле человека, у которого хотя бы раз в жизни не болел живот. И потому…
Оксана Николаевна! Почему больше всего и чаще всего страдает наш живот?
Оксана Левина: Все-таки уточним: многих людей беспокоят боли в животе, которые отнюдь не всегда связаны с заболеваниями органов брюшной полости.
Тогда обозначим, какие органы у нас в животе и по соседству с ним?
Оксана Левина: К органам желудочно-кишечного тракта относятся пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка, печень, поджелудочная железа. А по соседству — почки и мочеточники, надпочечники, забрюшинная клетчатка и нервы, которые все это иннервируют. И потому, когда ко мне приходит пациент с жалобами на боли в животе, я должна определить, какой конкретно орган его беспокоит.
Для этого достаточно прощупать живот? Сделать рентген, гастроскопию, колоноскопию? Или…
Оксана Левина: Нельзя быть столь категоричными! И, поверьте, не правильно, когда пациент сам определяет план обследования. Иногда достаточно анализа крови. Он выявит воспаление, признаки почечной или печеночной недостаточности, нарушение усвоения питательных веществ и микроэлементов, другие нарушения. В некоторых случаях необходимы все перечисленные вами исследования. И тогда диагностический поиск может быть долгим. Но это не значит, что нужно посвящать свою жизнь постоянным обследованиям и исследованиям. И не только потому, что они не всегда обязательны, но, главное, потому, что не всегда безопасны.
Но пациент, если его мучают боли в животе, вправе рассчитывать на проведение МРТ?
Оксана Левина: Когда пациент обращается к врачу должен быть диалог: пациент высказывает свои жалобы, ожидания от консультации, обследования. А доктору необходимо доступно объяснить целесообразность тех или иных методов, предложить возможные варианты. Хотя выбор в итоге остается за пациентом. Но…Скажем МРТ, имеет достаточно узкое применение в гастроэнтерологии и назначается далеко не всегда. Даже в наш век высоких технологий, в том числе искусственного интеллекта, осмотр врачом, пальпация брюшной полости не теряют значимости и быстрее могут привести к верному диагнозу и лечению.
Сколько лет вы возглавляете гастроэнтерологию Боткинской больницы? Спрашиваю не случайно: Боткинская — это оказание не только плановой, но и скоропомощной, экстренной помощи.
Оксана Левина: Нашему отделению гастрогепатопанкреатоэнтерологии семь лет. И семь лет я работаю заведующей отделением. К нам госпитализируются пациенты в экстренном порядке: в среднем 400 человек в год. И в плановом — около 500 человек. По «скорой помощи» чаще всего госпитализируются пациенты с циррозом печени и сопутствующими осложнениями. В плановом порядке чаще с панкреатитом, воспалительными заболеваниями кишечника, заболеваниями печени.
Желудочно-кишечные болезни с женским или мужским уклоном? Таких болезней становится больше? Тот же ковид повлиял на количество ваших пациентов?
Оксана Левина: Циррозом печени, панкреатитом, воспалительными заболеваниями кишечника одинаково страдают и мужчины, и женщины. А вот функциональные нарушения, такие как синдром раздраженной кишки, чаще поражает женщин. При развитии острых болей в животе обычно необходима госпитализация в хирургическое отделение. Согласно мировой статистике, количество больных с патологией печени растет. Скорее всего, это связано с ростом инфицирования гепатитом.
После начала пандемии коронавируса значимо чаще стал развиваться антибиотикассоциированный колит. Он начинается после лечения антибиотиками и протекать стал тяжелее: требует долгого лечения.
Отвлекаюсь от темы. Почему вы выбрали гастроэнтерологию? Обычно женщины-врачи отдают предпочтение кардиологии, акушерству. Чем вас привлек живот?
Оксана Левина: Гастроэнтерология — огромный раздел медицины. Он тесно взаимодействует с другими терапевтическими и хирургическими специальностями. Часто гастроэнтерологию ошибочно путают с диетологией. В то время как мы, гастроэнтерологи, не запрещаем что-то есть. Наша задача — улучшить качество жизни пациента, расширить рацион его питания. У нашей специализации такая география, такое поле действий! Гастроэнтерологическая патология может развиться в любом возрасте. Некоторые болезни, например язвенную болезнь, можно вылечить. Иные плохо поддаются курации и даже могут привести к гибели больного. Я хотела работать гастроэнтерологом и именно в Боткинской больнице, потому что в многопрофильном стационаре можно в полной мере оказывать помощь таким больным.
И при том же, например, гастрите? Впечатление такое, что он мучает чуть ли не всех. Что такое гастрит? Почему он так часто возникает? Насколько опасен? При нем надо как-то особенно питаться?
Оксана Левина: Гастрит — это воспаление слизистой оболочки желудка. Гастриты бывают разные. Например, химический может развиться при злоупотреблении острой пищей. Атрофический гастрит никак не связан с диетой и чаще следствие инфицирования. Надо бережнее относиться к своему здоровью. Пока же нередко верх одерживает некая безалаберность по отношению к себе. Сплошь и рядом игнорируем необходимость повторять гастроскопию.
Оксана Николаевна, спорить с вами не стану. Скажу лишь, что пациенту без разницы, отчего именно у него возник гастрит. Пациента интересует, как с этим гастритом жить. И в основном не тужить.
Оксана Левина: А я спорю! Потому, как при гастрите очень важна причина его появления, развития. Поскольку от этого зависит длительность, тактика лечения, необходимость соблюдения диеты. Какой диеты? Не вдаваясь в ее подробности: надо есть часто, не менее четырех раз в сутки. Есть небольшими порциями. Ограничить в рационе свежие овощи и фрукты, жареные, острые блюда, жирные продукты.
Любые ограничения всегда не в радость. Но то, что вы назвали, не так мучительно. Но это гастрит. Куда опаснее язва желудка. Ее очень многие боятся. Существует мнение, что язва желудка нередко возникает на фоне стрессов, тревоги. Вы, гастроэнтерологи, советуете как-то бороться со стрессами, чтобы не заболеть язвой? Или это за рамками вашей профессии?
Оксана Левина: Если гастрит — это воспаление слизистой оболочки, то язва — это воспаление почти всех слоев желудка или двенадцатиперстой кишки. Язва опасна такими осложнениями, как желудочное и кишечное кровотечение, прободение язвы, то есть поражение всех слоев желудка с повреждением стенки. Причинами ее развития могут быть прием некоторых лекарств, например обезболивающих, стресс, инфекция слизистой желудка.
Язва заразна? Если в семье заболел муж, жена и дети тоже заболеют? Язва опасна осложнениями?
Оксана Левина: Язва может быть заразна в тех случаях, когда есть хеликобактерная инфекция. И тогда она может передаваться в семье при пользовании общей посудой. Не зря язву иногда именуют болезнью родительского поцелуя. Это когда взрослые инфицируют детей. Это не значит, что дома нужно носить маску. Но если у вас диагностировали язвенную болезнь, назначили лечение, нужно уточнить у доктора: как обследовать вашу семью, нужно ли проводить лечение. Современные лекарства помогают полностью избавить от язвы. Хотя иногда при осложнениях требуется операция. И уж раз о родительских поцелуях. Пожалуйста, если обнаружено хоть малейшее подозрение о появлении язвы, откажитесь от поцелуйных проявлений любви к своим ребятишкам. Дождитесь полного выздоровления.
Язвой чаще страдает тот, кто не доедает, или тот, кто переедает?
Оксана Левина: Опасно и то, и другое. Но прямой связи с развитием язвы у них нет.
Но вернемся к стрессам и тревогам. Существуют ли психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта? Если таковые есть, то как они проявляются?
Оксана Левина: Наше эмоциональное состояние очень важно для благополучия органов желудочно-кишечного тракта. Самый распространенный пример: так называемая медвежья болезнь. Это когда после эмоционального стресса возникает послабление стула. В гастроэнтерологии это состояние называется синдром раздраженной кишки. При этом может снижаться качество жизни. и требуется длительный прием лекарств. Часто медвежью болезнь лечим вместе с психиатром.
А банальную изжогу? Она стольких мучает! Она опасна? Надо из-за нее бежать к врачу? Некоторые, чтобы избавится от изжоги, глотают чайную соду…
Оксана Левина: Изжога — это следствие заброса кислого содержимого желудка в пищевод. Абсолютно неправильно принимать соду! Количество кислоты в желудке после этого может увеличиться, а изжога станет сильнее. Если изжога начинает беспокоить чаще раза в неделю, беспокоить систематически, необходимо обратиться к врачу-терапевту. Надо решить, стоит ли делать гастроскопию, начать прием лекарств. Не нужно самостоятельно и бессистемно принимать омез. Это может привести и к хронизации болезни, и к развитию грибкового поражения пищевода, и даже к опухолевому его поражению.
Во время диспансеризации нужно идти к гастроэнтерологу? Какие обследования стоит пройти?
Оксана Левина: Если при диспансеризации терапевт поликлиники выявляет заболевания желудочно-кишечного тракта, он назначит дополнительно гастроскопию и (или) УЗИ брюшной полости. Если у человека когда-нибудь были заболевания желудка, печени, других органов желудочно-кишечного тракта, чаще всего нужен контроль, и он прописывается врачом. Если вам не рекомендовали режим наблюдения, надо уточнить этот вопрос. Практически классической стала ситуация, когда на прием приходит глубоко болеющий человек, который при расспросе с гордостью сообщает, что «раньше по врачам не ходил». И как же обидно, когда его болезнь можно было остановить, если бы выявили раньше. Внимательное отношение к своему здоровью не должно быть чем-то необычным! Должно стать нормой.
Живем под санкциями. Лекарства от живота доступны?
Оксана Левина: Большинство гастроэнтерологических препаратов имеют отечественные биоаналоги. Хотя и импортные препараты, во всяком случае пока, доступны.
Мы беседуем перед Новым годом. Какие продукты самые вредные и даже в праздник их не надо подавать?
Оксана Левина: Из года в год мы задаемся этим вопросом, придумываем новогоднее меню. Абсолютно запрещенных блюд нет. Самая частая проблема новогоднего застолья — переедание. Его стоит избегать! Особенно, если перед праздником вы соблюдали диету. А немножко оливье, конечно, можно.
Но если все-таки переели за праздничным столом. Как быть?
Оксана Левина: Попытаться вовремя остановиться. Не смешивать алкоголь и жирную пищу. Пару дней ограничиться разваренными кашами.
Ирина Краснопольская, rg.ru