Так весенним мартовским ясным днем благодатная и гостеприимная боковская земля встретила талантливых гостей и радушно приняла в свои объятия.
Как рассказывают музыканты, для переезда рассматривали Краснодар, Ростов. Несколько лет прожили в донской столице, а после узнали о родине ансамбля «Православный Дон» и наведались в новые края. Здесь и остались!
Их не пугала отдаленность от городов, не страшила неизведанность, они шли вслед за мечтой.
«Когда мы встретились с коллективом ансамбля «Православный Дон», сразу стало ясно: это наше! Атмосфера была такой располагающей, доброй, скажем, даже по-семейному теплой.
Руководитель Геннадий Иванович познакомил нас со всеми участниками. Мы были приятно, даже неожиданно удивлены гостеприимству местных жителей. Конечно же, такое отношение нас подкупило. Кроме того, мы увидели профессионалов своего дела. Это люди, живущие искусством, творением. Мы с супругой решили остаться, и ни на минуту об этом не пожалели!» — делится Роман Черепанов.
В чем же притягательная сила искусства, когда и как народная музыка смогла приворожить Романа и Светлану? Об этом и многом другом читайте далее.
Народная музыка, инструменты, фольклор сопровождали моих героев с детства. Светлана родилась и жила до 18 лет в Красноярске. Обучаясь в музыкальной школе, пела с 8 лет в фольклорном ансамбле «Прялица» (рук. О.Н. Прохорчук), играла на фортепиано, после окончания музыкальной школы, была приглашена на обучение в гимназию при Академии музыки и театра. Этот период жизни у Светланы был насыщен поездками и выступлениями.
После окончания гимназии Светлана поступает в Кемеровский институт культуры, где и продолжает обучение по профилю искусство народного пения. Выпускается бакалавром по специальности «Руководитель народного фольклорного коллектива. Педагог».
В жизни каждого человека случаются судьбоносные события и встречи. Так произошло и в жизни Романа. До 4 класса он увлеченно занимался бадминтоном, о музыке и не думал. Пока не появился в школе учитель пения Евгений Александрович Долбов, который и заприметил музыкальный слух Романа.
Это был учитель с большой буквы, потому что не оставил без внимания талант ребенка. Он не просто беседовал об искусстве и убеждал Романа обучаться в музыкальной школе, а привлек классного руководителя, бабушку и дедушку, которые на тот момент занимались его воспитанием. Так Роман был записан на отделение народного пения в музыкальной школе, где впервые познакомился с народными инструментами — в частности, балалайкой. В это время в судьбе Романа обозначилась новая веха — путь в мир музыки!
На протяжении всего обучения он осваивал балалайку. Она впоследствии служила прекрасным аккомпанементом для музыкальных композиций.
После семи лет обучения в музыкальной школе и получения аттестата о среднем образовании Роман из родного рабочего поселка Маслянино Новосибирской области поехал поступать в Кемеровский институт культуры, где его заинтересовало направление «Национальные инструменты народов России». Сдал вступительные экзамены и был зачислен на 1-й курс, где и познакомился со Светланой, которая, как и музыка, станет спутницей его жизни!
«Замечу, что институт обогатил мою жизнь новыми народными инструментами. Например, в первый же год обучения я начал осваивать свирель, деревянный ксилофон, гармонь и многие другие.
Обучался я у великого человека — Александра Васильевича Соловьева, Заслуженного артиста России, лауреата национальной премии «Душа России».
Он дал мне огромную базу в плане инструментов, которыми я владею, но не только! Музыкальные инструменты я еще и изготавливаю», — рассказывает Роман.
В свободное время по предложению педагога он посещал мастерскую, наблюдал и помогал. А потом решил попробовать себя в роли мастера. В итоге инструмент получился, звук — издал! Но все было посредственное. Начинающего мастера это не спугнуло. Он проанализировал и понял, что надо заменить древесину, клей и т.д. И вот на сегодняшний день Роман является автором множества народных инструментов. Один из последних венцов творения — гусли шлемовидные, 22-х струнные.
Роман, вспоминая о студенчестве, держит в руках жалейку, которой всего 5 лет. Это духовой народный музыкальный инструмент, изготовленный его наставником из настоящего коровьего рога. Отмечу, что Роману доводилось даже играть на инструменте постарше себя.
Два молодых таланта Роман и Светлана встретились и познакомились еще совсем юными, в студенческие годы, на первом курсе. Их свела в одну дорожку жизни любовь к музыке и искусству.
Оба прошли через упорные занятия в школе, в институте культуры, ежедневные репетиции, участие во всевозможных профессиональных конкурсах. Параллельно вели работу с детским ансамблем.
После их встречи начались совместные поездки, учеба, работа, достижения. Светлана и Роман часто и помногу выезжали в составе коллективов на всевозможные конкурсы.
Одним из любимых стал Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири». Здесь на одной культурной площадке встречались аутентичные исполнители, мастера ручных работ. Завораживали хакасы, телеуты, тувинцы, шорцы и другие.
Кроме выступлений в ансамблях, музыканты всегда вели работу с подрастающим поколением. В настоящее время работают с детским ансамблем народной музыки «Канарейка».
«Главной своей задачей считаем реализацию модели преемственности, передачу опыта, привитие воспитанникам живого интереса к народной культуре. Чтобы они, в свою очередь, поступали в музыкальное училище, институт, расширяли знания, культурный кругозор и возвращались в коллективы уже квалифицированными артистами. Мы с Романом видим в этом потенциал. Будем трудиться и верить, что у нас все получится!» — говорит Светлана.
Думаю, сейчас уместно будет вспомнить цитату В.И. Матвиенко, Председателя Совета Федерации РФ:
“Именно народная культура формирует цивилизационный код общества и играет ключевую роль в сохранении национальной
идентичности”.
На протяжении многих веков сокровищницей национальных традиций была народная культура. Ей принадлежит огромная роль в воспитании юного поколения. Сохранить и развивать традиции наших предков – одна из важнейших задач. Народная музыка, родные народные музыкальные инструменты должны стать основой музыкального развития детей.
Э. ГАМЗАЕВА, фото автора