Дело то давнее. Были девяностые, и было начало лета. Приехала к нам собрать растения в гербарий Ростовского ботанического сада его сотрудница Таисия Марковна Буркина. Знаком я с нею, в своё время учила меня ботанике. Сначала она созвала всех районных учителей биологии, просветила их немного ботанике. Потом повезла на натуру – в лес Клиновой. Стали учительницы растения собирать, спрашивать их названия – она отвечать, рассказывать. А Александр Николаевич Кочетов, как сейчас помню, нашёл ясенец кавказский. Это наша легендарная купина неопалимая. Для защиты от вредителей она густо источает вокруг себя жгучие эфирные масла.
Так вот, пытался эти эфиры наш химик поджечь. Не вспыхнули, ветер их уносил. А когда учителя разъехались, в дело вступил Николай Васильевич Русин. Это был знаменитый знаток лекарственных растений, из которых он составлял целебные зелья. И был у него неказистый «Запорожец». На нём он вывез меня и Таисию Марковну сначала за Дулёнки в степь песчаную. А потом познакомил нас с Колбасенковой левадой. Так он это место назвал. Оно в пойме Чира ниже Дулёнок. С песчаного склона предстал перед нами луг весь в розовом тумане. Подошли ближе – море цветущего шпажника. Это наш гладиолус, редкость из редкостей, а тут его – сплошная заросль. Осторожно ступаешь, ищешь место, куда бы поставить ногу, дабы не помять красоту такую. Никто не собирает шпажник. Жара, комарики опять же, неприятно на летнем лугу.
Перед отъездом Таисия Марковна обратилась ко мне с просьбой собрать для Ботанического сада растения, которые зацветут позже. «Не зря же я тебя, талант ты мой драгоценный, ботанике учила, вот и примени свои знания, пошевеливайся, а то ты тут совсем захряснешь». Стал понемногу собирать растения, да и увлёкся. Часто бывал на Колбасенковой леваде, этом нашем ботаническом «эльдорадо», и столько удивительных, редких растений нашёл, коих в целой Ростовской области не сыщешь. Уникальность этого места в особых почвенных условиях. Там из-под песков на край луга высачивается вода. Болотца здесь да мокрые места. Почва торфянистая и бескислородная.
Только привычные к таким условиям растения выживают здесь. Как приспособлены? Два вида орхидей, пальчатокоренник и ятрышник, живут в дружбе с особыми грибами. Орхидеи грибам подают кислород, а грибы взамен орхидеям – минеральное питание. Осоки и прочие луговые травы пронизаны сверху до самых корней воздуховодами. Поэтому луговое сено воздушное и для скота малопитательное. Есть тут и хитрецы – растения паразиты – марьянники и мытники. Они присасываются своими корнями к корням других растений, пьют из них соки. Оттого трава здесь низкая, угнетённая. Встречаются там девясил, валериана, горицвет, смолка, очанка, золототысячник, горечавка, манжетка. А ещё нашёл шиповник, определить его сам не смог, отослал ростовским ботаникам, и они затруднились с определением, сказали, что это новый неизвестный науке вид. Ну, раз так, – предложил назвать его «чирским». Но они там всё-таки докопались: описан этот шиповник и уже носит название. Не прошёл мой номер прославить Чир в ботаническом мире.
Сколько разных мест изъездил в поисках растений, столько всего повидал, столько со мной приключений случалось. И вот думаю, зачем люд прётся куда-то в заморские страны, чтобы тупо там полежать на песке да набить мамону шведским столом, когда тут у нас море непознанного, столько красот, и в ночной степи над тобой величие космоса – яркая россыпь звёзд. За несколько лет все виды растений собрал и как-то успокоился, отошёл от ботаники. А тут просьба от музейных работниц подоспела: собрать им для оформления обновлённого музея гербарий. Ну, как не угодить таким славным девчатам. Сами пекутся о музее и мало кто им по доброй воле поможет. И снова повело меня в дали дальние, по степям, оврагам, буеракам с ночёвками под августовским звездопадом, со сном, приходящим под баюканье сверчков.
Собрал гербарий для музея. Милые работницы его красиво оформили. Приходите, посмотрите. А кому что-то по ботанике не ясно, растолкую, расскажу. А уж если я для вас не авторитет, – есть в нашей районной библиотеке два красочных определителя растений. Их автор, конечно, человек увлечённый своим делом – Таисия Марковна.
С. ЛОМАКИН