Н. Жуган: «Если открою парашют, немцы поймают, издеваться будут. Если не открою, то верная смерть»

Невероятная история летчика Николая Жугана

Летчик Николай Жуган совершил 312 боевых вылетов на дальнем бомбардировщике. Он участвовал в боях с первого дня Великой Отечественной, дошел до Победы, был четыре раза сбит. За свои заслуги гвардии полковник был награжден множеством орденов и медалей, удостоен звания Героя Советского Союза. Ветеран прожил 100 лет, оставил воспоминания. В сегодняшнем материале рассказываем удивительные подробности его боевого пути.

Герои не умирают

Николай родился 23 февраля 1917 года в селе Николаевка под Херсоном. Жуган с детства стремился попасть в авиацию. По комсомольскому призыву он окончил летную школу и вскоре стал летчиком-бомбардировщиком. Накануне Великой Отечественной Николай служил в 93-м дальнебомбардировочном полку. 22 июня 1941 года его подразделение было поднято по тревоге. В тот день Николай совершил свой первый боевой вылет в составе девятки бомбардировщиков ДБ-3. Каждый самолет нес с собой тонну бомб. Вот что он вспоминал об этом: «Когда подлетели, я увидел колонну. Впереди легковой автомобиль шел, а сзади колонна. Ехали в два ряда, грузовики были набиты солдатами, сзади – пушка. А по обочине шли танки. Мы подошли на высоте 3000 метров. Хорошая высота. Небо безоблачное было. Когда мы уже над ними летели, открыли люки, и все на них сбросили. Много рассмотреть не получалось, потому что нужно было держать строй. Когда я поглядел в ту сторону второй раз, заметил, что все превратилось в кашу из машин, танков. Там примерно 10-20 машин ехало, в каждой по 20 человек. В сумме около 400 солдат получается».

Летом 1941 года дальние бомбардировщики из-за кризисного положения на фронте совершали дневные вылеты без прикрытия истребителей. Такая тактика приносила свои результаты: противник нес ощутимые потери сухопутных войск, его наступление замедлялось. Однако в условиях господства вражеской авиации советские бомбардировщики несли тяжелые потери. Летом 1941 года Жуган был сбит, второй раз его бомбардировщик подбили в сентябре, когда полк бомбил немецкие войска, окружавшие советские армии под Киевом. Вот что летчик вспоминал об этом: «Мы своей семеркой набрали высоту 4000 м и бомбили в районе, где они замыкали круг. А когда мы развернулись, нас догнали истребители и начали атаковывать. Я в самом конце летел и нас первыми сбили. Не успели мы отойти от цели, как мне в хвост попали. Самолет стал неуправляемым. А высота небольшая была. Примерно 2000 метров. Я вот и думал… Если открою парашют, немцы поймают, издеваться будут. Если не открою, то верная смерть. Но я не выдержал: все-таки дернул за кольцо. Парашют открылся. Когда встал на землю, увидел, что два фашиста в моем направлении бегут, метрах в 180 от меня. Я бросил парашют и бегом в лес направился. А до него полкилометра примерно было. А бежать трудно, по мне стреляли. Только слышал, что пули свистят. Понимаю, один выстрел – и конец!» Летчик успел добежать до леса и уйти от преследования, затем три недели пробирался к своим.

Жуган продолжил совершать боевые вылеты, причем с 1942 года они стали преимущественно ночными. Николай стал одним из самых опытных летчиков полка. Он не раз совершал полеты в глубокий тыл противника: Кенигсберг, Инстербург, Тильзит, Хельсинки. К 1944 году Николай регулярно выполнял разведывательные вылеты, считавшиеся самыми сложными. На такие задания отправились одиночные бомбардировщики, а от летчика требовалось точно выйти в заданный район, чтобы позволить штурману сфотографировать местность.

В ходе одного из разведывательных вылетов в июле 1944 года неподалеку от Пинска самолет Жугана был сбит. Летчик вместе со своим штурманом добрался до партизан, а через 15 дней вышел в расположение частей Красной Армии. Жуган продолжил летать до Победы. Отважный летчик совершил 312 боевых вылетов, награжден множеством орденов и медалей, удостоен звания Героя Советского Союза.

источник: МуZей Победы

От Админа…

После войны до ноября 1948 года продолжал службу в дальней авиации командиром авиационной эскадрильи бомбардировочного авиаполка. В 1949 году окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу командиров частей дальней авиации. В декабре 1958 года полковник Жуган окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. В 1960 году в звании генерал-майора авиации Жуган был уволен в запас. После увольнения жил в Краснодаре, занимался общественной деятельностью, был членом краевого Совета ветеранов, заместителем председателя краевого военно-научного общества, а также долгие годы командовал на Кубани военно-патриотической игрой «Орлёнок».

9 сентября 1993 года ему было присвоено звание «Почётный гражданин Краснодара». 23 февраля 2017 года, в День защитника Отечества, отметил свой 100-й день рождения, в связи с чем был поздравлен Президентом России Владимиром Путиным. 22 июня 2017 года, в день начала Великой Отечественной войны, скончался на 101-м году жизни в Краснодаре. Прощание прошло 26 июня в присутствии губернатора и нескольких тысяч краснодарцев. Похороны состоялись в тот же день на Славянском кладбище. В декабре 2020 года в Краснодаре на улице Красной, на доме где жил Николай Жуган, открыли памятную доску. Имя Николая Жугана носит гимназия №23 города Краснодара.

источники: МуZей Победы, Википедия

Станичные ведомости