Минула военная зима 1943 года, ушёл фриц с донской земли. В станицах и хуторах начиналась мирная жизнь, восстанавливались колхозы и артели, открылись школы.
В нашем хуторе школу сожгли фашисты. В январе 1943 года в ней располагался госпиталь, и при повторном захвате хутора немцы сожгли его вместе с ранеными бойцами и медперсоналом. Горящая школа и крики умирающих в огне запомнились нам на всю жизнь.
Все хуторские дети, уцелевшие после оккупации, были переписаны работником сельского совета и зачислены в школу соседнего хутора. В школе собрали три класса, писали, на чём придётся, и тем, у кого что было, мелками, золой, на старых газетах, книгах, на дощечках. Учебников почти не было, учителей было мало.
Наступала весна. Не все дороги были восстановлены, и нам приходилось до школы добираться пешком, по дороге более 10 километров, а по прямой, через степь и поля — 8 километров. Иногда нас кто-то подвозил, но это не в период сильной распутицы. Страшно было ходить зимой с 1944 года, когда появились волки.
В нашей группе хуторских учеников был Никитка, жил на окраине хутора с матерью у бабки, свой дом в войну сгорел, попала фашистская бомба. Виделись мы с ним редко, он постоянно был чем-то занят. Встречались только в дни каникул, когда собиралась ватага ребят, строили снежную крепость или играли в войну. Ох уж эта война, не один наш сверстник подорвался на сюрпризах войны. Так мы теряли наших друзей в первые послевоенные годы.
Никитка редко поспевал с нами на начало школьных занятий, постоянно опаздывал, иногда пропускал уроки, а из школы возвращались мы все вмести. Учитель, Николай Акимович, первый год часто ругал Никитку, стыдил, другие учителя за опоздания ставили его в угол. Но Никитка продолжал опаздывать, часто прибегал в школу неопрятным, с невыученными уроками.
Как-то раз, уже ближе к лету, Никита не пришёл в школу. А на следующей неделе он пришёл опять с опозданием. Николай Акимович решил постыдить нерадивого ученика при всём классе. Он пригласил других учителей в класс, вызвал Никитку к доске и спросил, почему Никита опаздывает и пропустил два дня занятий. Никитка, как всегда упорно молчал, потупив взгляд в пол.
На вопрос что скажет отец и мать, когда ему по поведению поставят двойку, за Никитку ответил его сосед Сашка Трофимов, что его отец пропал без вести в начале войны, а мать больная, плохо видит. К ним иногда приезжает дядька, Николай Палыч, брат отца, инвалид войны, привозит провианты, вот его и принимают чужие за отца Никитки.
А кто же тогда управляется дома? – спросил Николай Акимович у класса.
О том, что Никитка сам ведёт домашнее хозяйство, знали почти все хуторские ребята и хором ответили: «Никитка».
Ребята наперебой стали рассказывать, что он ухаживает за больной матерью, колет дрова, носит воду и топит печь, доит чудом сохранившуюся корову, сдаёт положенные молоко и яйца заготовителям.
— А ещё у Никитки есть младшая сестра Алёнка, она дружит с моей сестрой, — дополнила Зина.
— За ней приглядывает бабушка Никитки, и когда они болеют, Никитка их кормит.
Нина добавила: — Он помогает бабушке стирать и убирается в доме и так далее…
Ох уж эти девчонки, всё знают, подумал Николай Палыч.
— А ещё, добавил Николай, — его мама не получает денег за погибшего отца и не может оформить документы на помощь, потому что не видит, так нам говорил сам Никитка…
Николай Акимович, всматриваясь с лица рассказчиков, менялся в лице, ведь он сам вырос сиротой в годы гражданской войны и коллективизации, был участником двух войн.
Не постеснявшись своего возраста и статуса директора школы, он встал перед Никиткой на колено, взяв паренька за плечи, попросил прощения, что ни разу не навестил мальчугана дома и не узнал о его положении.
А Мария Антоновна, ставившая каждый день мальчугана в угол за неряшливый вид, обняла Никитку, и уже не стесняясь ручьём текущих слёз, стала просить прощения за свою жестокость.
Наступили минуты молчания и раскаяния, ведь теперь все понимали, что не только учителя допустили промахи в своей работе, но и мы, одноклассники, ни разу не помогли Никитке…
Вячеслав Градобоев, 19.02.2021 г.
Фото из открытого информационного источника