100 лет со дня рождения Леонида Гайдая

30 января исполнилось 100 лет со дня рождения Леонида Иовича Гайдая. Его комедии знают практически наизусть несколько поколений отечественных зрителей, крылатые фразы из его фильмов то и дело приземляются на различные жизненные ситуации: «Пес Барбос и необычный кросс» (1961),»Деловые люди» (1963), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967), «Бриллиантовая рука» (1969), «12 стульев» (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Спортлото-82» (1982).

Культура

Гайдай — тот редкий тип режиссера, который понимал важность и ценность звучащего слова, отдельной реплики. Очень часто он нас жестко ограничивал. Например, мы говорили: «Ну, Лёня, ну еще одно слово». Он отвечал: «Слово — это три секунды на экране, а три секунды на экране — это три часа в жизни». В конце концов мы научились писать смешно и коротко. Может быть, от этого и пошли фразы в народ».

Выдающийся советский комедиограф из семьи уроженца Полтавщины Иова Гайдая, бывшего каторжанина, отбывшего срок за другого человека, взрослел в Иркутске, учился в местной железнодорожной школе и работал в Иркутском драматическом театре. Мечтал быть актером. Смотрел все спектакли, которые ставил театр, и знал их наизусть. В 1941-м оказался в Монголии — призвали в армию. Когда началась война, попал в разведку на Калининский фронт, где подорвался на мине и немедленно был комиссован домой со второй группой инвалидности. Травма не дала продолжить военную карьеру, но зато представила шанс другому сценарию судьбы Гайдая. Его приняли в труппу Иркутского театра, и там он успел сыграть Ивана Земнухова в «Молодой гвардии», Винченццо в «Укрощении строптивой» и другие не самые последние роли.

Станичные ведомости