30 января исполнилось 100 лет со дня рождения Леонида Иовича Гайдая. Его комедии знают практически наизусть несколько поколений отечественных зрителей, крылатые фразы из его фильмов то и дело приземляются на различные жизненные ситуации: «Пес Барбос и необычный кросс» (1961),»Деловые люди» (1963), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967), «Бриллиантовая рука» (1969), «12 стульев» (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Спортлото-82» (1982).
Гайдай — тот редкий тип режиссера, который понимал важность и ценность звучащего слова, отдельной реплики. Очень часто он нас жестко ограничивал. Например, мы говорили: «Ну, Лёня, ну еще одно слово». Он отвечал: «Слово — это три секунды на экране, а три секунды на экране — это три часа в жизни». В конце концов мы научились писать смешно и коротко. Может быть, от этого и пошли фразы в народ».
Выдающийся советский комедиограф из семьи уроженца Полтавщины Иова Гайдая, бывшего каторжанина, отбывшего срок за другого человека, взрослел в Иркутске, учился в местной железнодорожной школе и работал в Иркутском драматическом театре. Мечтал быть актером. Смотрел все спектакли, которые ставил театр, и знал их наизусть. В 1941-м оказался в Монголии — призвали в армию. Когда началась война, попал в разведку на Калининский фронт, где подорвался на мине и немедленно был комиссован домой со второй группой инвалидности. Травма не дала продолжить военную карьеру, но зато представила шанс другому сценарию судьбы Гайдая. Его приняли в труппу Иркутского театра, и там он успел сыграть Ивана Земнухова в «Молодой гвардии», Винченццо в «Укрощении строптивой» и другие не самые последние роли.