На фотографии отец Геронтий с тележкой. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.
В 1930‑е годы шведский врач и специалист по органной музыке Эйнар Эрики путешествовал по Карелии, входившей тогда в состав Финляндии, где сделал ряд фотографий Валаамского монастыря и его обитателей.
После Октябрьской революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии, благодаря чему монастырь номинально сохранялся, но, оказавшись церковью национального меньшинства (основная религия Финляндии — лютеранство), он испытал на себе усиливающуюся дискриминацию со стороны финских властей. Власти Финляндии потребовали от архиепископа Серафима (Лукьянова) в течение трёх месяцев выучить финский язык. На языковой экзамен владыка не явился и за это был депортирован на остров Коневец. В деле дерусификации русской же Православной церкви финские власти начали координировать свои действия с властями Эстонии, где дерусификация Православной церкви была быстро возведена в ранг государственной политики и опробована в преимущественно русском Печорском уезде. Из Эстонии был выписан священник Герман Аав, назначенный в ноябре 1923 года епископом Карельским, викарием архиепископа Серафима. При нём монастырь погрузился в атмосферу «несогласия и тяжбы». Начиная с 1925 года православные службы на Валааме были переведены на финский язык. Параллельно финские власти основательно укрепили сами острова в военно-инженерном отношении на случай конфронтации с СССР.
Финляндская православная церковь, с 1923 года в юрисдикции Константинопольского патриархата, перешедшего на новоюлианский календарь в том же году, под давлением финских властей приняла западную Пасхалию, вынудив и Валаамский монастырь перейти на новый стиль. Переход на новый стиль в 1920-х годах был причиной разрушения единства Валаама. Точку в противостоянии, продолжавшемся 10 лет в монастыре, поставил высадившийся на острове финский спецназ. Значительная часть братии тогда отказалась подчиниться архиепископу Финляндскому Герману. Эти «старостильные» монахи выехали в Сербию, Грецию, Македонию, Германию, США, Марокко.
В 1930 году монастырь содержал 300 человек братии и 100 трудников и наёмных работников. Питались монахи скудно, как следует из составленного протокола собрания старшей братии от 13 мая 1930 года: «братия монастыря исключительно питается растительной пищей, рыбу… кусок булки получает только в праздники… питается постным маслом… Имея ограниченные средства, монастырь старается во всём экономить… Помимо этого… бесплатно кормит бедных богомольцев и других лиц, что обходится не [в] один десяток тысяч марок… делает частные пожертвования и впредь не отказывается помогать посильно».
Ежегодно в монастырь приезжало несколько тысяч паломников и туристов (из разных стран, в основном финнов). Так, в монастырской книге зарегистрировано, что в 1936 году Валаам посетили «туристы» числом 3540 человек из 22 государств, из которых 2137 были финнами, 562 шведами и 40 русскими…
https://vk.com/svyaytievoini