Банки заявили о росте мошенничества через мессенджеры

В некоторых случаях такой способ превалирует над привычными звонками.

С начала 2025 года банки стали фиксировать рост попыток мошенничества с использованием сообщений и звонков в мессенджерах, говорят участники рынка. В некоторых случаях такой способ превалирует над привычными звонками.

Мошенничество

С января банк стал фиксировать большее количество попыток мошенничества с использованием сообщений и звонков в мессенджерах, чем по телефону, рассказал «Российской газете» заместитель председателя правления банка «Новиком» Андрей Макоско. Он подчеркнул, что такой «тренд» обусловлен использованием ряда мер по противодействию «классическому» телефонному мошенничеству со стороны банков и операторов связи. В отношении же мессенджеров противодействие сильно затруднено, и этим пользуются мошенники.

«Среди самых актуальных случаев — переходы по фейковым ссылкам в мессенджерах, посещение фейковых сайтов, звонки через мессенджер. Факты телефонного мошенничества без использования мессенджеров сейчас фиксируются редко, не больше нескольких раз в неделю», — сказал он.

Доля мессенджеров увеличилась на 7 процентных пунктов к предыдущему месяцу, поделились в пресс-службе ВТБ. По данным банка на основе обращений клиентов, мошенники все-таки чаще общаются с жертвами по телефону, чем в мессенджерах. В январе доля телефонных звонков составила 70%, мессенджеры, соответственно, заняли 30%.

Поправки в Закон «О связи» о блокировке звонков и SMS-сообщений из других стран по подменным номерам вынудили злоумышленников уйти в мессенджеры, рассказали «РГ» эксперты Angara SOC.

«Чаще всего мошенники используют Telegram и WhatsApp — это самые популярные мессенджеры у жителей России, — указывают они. — Третий широко распространенный мессенджер — Viber — был заблокирован Роскомнадзором, поскольку не выполнял требования, необходимые для предотвращения террористических и экстремистских угроз».

В 2024 году сервис АОН (автоматического определителя номера) от «Яндекса» обработал почти 1,5 млрд телефонных звонков с незнакомых номеров, 800 млн из которых пришлись на нежелательные, то есть мошеннические. Относительно 2023 года рост составил 16%. Число звонков от имени банков выросло на 25%, приводят такие данные эксперты компании.

Цели мошенников не меняются — это деньги и чувствительная информация о жертве: пароли и доступы к Госуслугам и счетам. Злоумышленники меняют сценарии, отрабатывают тактику, используют текущую информационную повестку дня, напоминают эксперты Angara SOC.

«Почему формируется новая социальная группа жертв? Потому что взрослые активно открывают детям банковские счета и карты, через которые мошенники могут получить доступ к основному счету родителя», — отмечают в компании. Там рекомендуют не сообщать детям лишнюю информацию, установить многофакторную аутентификацию для доступа к банковским приложениям и усилить контроль за детскими счетами и расходами.

https://rg.ru, https://www.istockphoto.com, artoleshko

Станичные ведомости