За все время пандемии коронавирусной инфекции количество случаев психоневрологических заболеваний возросло почти на четверть. Эксперты связывают это и с самоизоляцией, и с потерей работы, некоторые люди просто боятся выходить на улицу, часть школ и университетов перешли с очного обучения на дистанционное. О течении, симптомах и причинах депрессии на фоне коронавируса спросили у психолога Натальи Стрельниковой.
– Как проявляется депрессия на фоне коронавируса?
– Смысл в том, что сейчас наблюдается другой этап коронавируса и, как следствие, немного другие симптомы. В начале пандемии людей беспокоили неопределенность и непонимание того, что будет впереди и чего ожидать от завтрашнего дня. В конечном итоге они приходили к выводу, что лучше вообще ничего не делать. Данная ситуация перекликается с обычной депрессией, когда ничего не хочется делать, теряется смысл жизни, чувствуются грусть, упадок сил и плаксивость, нет потребности в общении с людьми. В случае с коронавирусом также было давление со стороны общества, прессы, телевидения и различных информационных блоков. Так, во время первого всплеска заболеваемости коронавирусом многие люди уходили в депрессию из-за боязни за свое здоровье. Кто-то в этом вопросе принимал сторону борьбы, кто-то смирялся, а кто-то уходил в депрессию из-за того, что не понимал, что ему делать, и терял смысл жизни.
– Есть ли отличия симптомов депрессии на фоне коронавируса от симптомов обычной депрессии?
– Отличие симптомов депрессии во время пандемии от классической депрессии заключается в том, что человек ощущает себя полноценным, но при этом беспомощным. У него нет детской травмы или проблем в семье, однако он страдает от бессилия, связанного с коронавирусными ограничениями. Депрессия у тех, кто уже переболел коронавирусом, проявляется иначе: люди не ощущают себя восстановившимися из-за послековидных проблем со здоровьем. У них появляются физические недуги и обостряются хронические заболевания. Из-за этого люди уходят в депрессию, так как они чувствуют себя неполноценными, не могут вести нормальный образ жизни и заботиться о своей семье.
– Представители каких возрастных/социальных групп чаще всего обращаются к вам с данной проблемой?
– В вопросе депрессии из-за коронавируса наблюдается гендерное различие: чаще она возникает у мужской части населения. Например, в прошлом году у многих мужчин возникала депрессия из-за того, что они не могли ходить на работу, зарабатывать деньги и содержать свою семью. Что касается возраста, то чаще всего от этой проблемы страдают люди в возрасте от 30 до 50 лет, у которых наблюдается кризис среднего возраста.
– Как вы считаете, какие факторы ухудшают психическое состояние человека больше: внешние (локдаун, удаленный режим работы или учебы) или внутренние (психоневрологические последствия коронавируса)?
– Если говорить о количестве, то внешние факторы ухудшают психическое состояние человека больше, чем внутренние, потому что они распространяются практически на всех людей. Разница лишь в том, как каждый из них реагирует на локдаун: кто-то легко адаптируется, а кто-то нет. Внутренние же факторы распространяются в основном на тех, кто переболел тяжелой формой коронавируса. Для таких людей пандемия не прошла бесследно: у многих из них наблюдаются нарушения памяти и другие последствия, приводящие к депрессии.
– Какие вы видите пути решения?
– Я вижу решение данной проблемы в ответственности. Ситуация в мире показывает, что каждому человеку нужно нести ответственность в первую очередь за свою жизнь и жизнь своей семьи. Нужно не перекладывать вину на государство и врачей, а искать пути решения проблемы.
Часто людям с депрессией я советую лечение спортом и правильным питанием. Я всегда за то, чтобы люди любили себя, заботились о своем здоровье, а также о внутреннем и внешнем состоянии. Важно, чтобы жизнь была интересна: нужно обязательно найти хобби и интересы, чаще включать приятную музыку, идти на контакт с родственниками и друзьями.
– Как вы считаете, достаточно ли эффективна психиатрия в вопросе лечения депрессии? В чем достоинства и недостатки данного метода лечения?
– Психиатрия – это медикаментозное лечение. Я не всегда поддерживаю такой метод избавления от депрессии, если человек находится на начальных стадиях заболевания: в таких случаях ему может помочь психолог. В случае если пациент находится в глубокой стадии депрессии и на протяжении длительного времени он не обращался к специалисту, тогда ему может понадобиться помощь психиатра. В идеале психолог и психиатр должны работать в паре: психиатр должен назначать пациенту медикаментозное лечение, а он сам, в свою очередь, – восстанавливать душевное равновесие с помощью консультаций с психологом.
«ДОН 24»