95 лет назад М.А. Шолохов с семьей поселился в своём первом доме. В станице Вёшенской сохранился старый дом семьи Шолоховых, в котором писатель жил и работал с 1928 по 1935 год.
На постоянное место жительства в станицу Вёшенскую Шолоховы переехали в 1926 году. Сначала молодая семья жила на съёмных квартирах. А уже в конце 1927 года Михаил Александрович и Мария Петровна купили жильё – курень по ул. Большой, д. № 103 (с 1945 г. улица носит имя Шолохова). Этот дом писатель приобрел на первые гонорары от издания сборника «Донские рассказы», частично с покупкой помогли родители Марии Петровны — Пётр Яковлевич и Мария Фёдоровна Громославские. После капитального ремонта дома и хозяйственных построек поздней осенью 1928 года Михаил Александрович, Мария Петровна и дочь Светлана вселились в свой собственный дом.
В конце 1929 года из Каргинской переехала мать писателя Анастасия Даниловна Шолохова, оставшаяся одна после смерти мужа. В 1930 году семья ещё пополнилась: 18 мая родился сын Александр, в то же время с семьёй стала проживать Анна Антоновна Долгова («Нюра», «Нюрушка», как её ласково называли Шолоховы) – помощница по кухне. В 1930-м году, когда семья Долговых была раскулачена и сослана в Сибирь, Нюра по счастливой случайности избежала ссылки. Оставшись без жилья и средств, она решилась обратиться за помощью к М.А. Шолохову. Нюра стала членом семьи Шолоховых – именно так к ней относились все, она проживала с семьёй писателя более 45 лет, вплоть до самой смерти.
Дом, который приобрели Шолоховы в 1928 г., был построен на рубеже XIX-XX вв. Он представляет собой типичный четырёхскатный казачий «курень» с «верхами» (частью дома над фундаментом), «низами» (цокольный этаж) и летней верандой. Построен дом из деревянных пластин, на которые нанесена дранка, затем стены с наружи и изнутри помазаны раствором глины с добавлением соломы. Изнутри они оштукатурены и побелены, а снаружи обшиты досками и покрашены. С трех сторон курень окружен «балясником» (деревянный помост, с помощью которого открывали и закрывали ставни, мыли окна, красили дом). В планировке курень рубился в крест, т.е. был образован четырьмя наружными стенами, разделялся на четыре комнаты, а в центре дома располагалась печь, которая их отапливала. Комнаты соединялись вкруговую дверными проемами, поэтому дом назывался «круглым».
Стены «низов» выложены из белого камня – известняка (его ещё называли «алатырь»), отапливались «низы» русской печкой, а «верхи» – печкой-лежанкой и «голландкой». «Низы» старого дома состоят из двух помещений. В не отапливаемом хранили дрова, уголь. Отапливаемая часть помещения была жилой. Здесь размещалась кухня, столовая и проживала помощница по хозяйству Анна Антоновна Долгова (Нюра).
Во дворе была летняя печка («стряпка» или «грубка»), рядом стол, лавка (скамейка) и беседка, овитая диким виноградом. Здесь в летнее время Шолоховы вечерами пили чай из самовара и угощали гостей, здесь же на свежем воздухе завтракали и обедали. На усадьбе также находились погреб с «погребицей», сарай для хранения сена и дрожек, сарай для лошади, коровы и птицы. В северной части сажали огород и бахчу.
Старый дом Шолоховых является частью Вёшенского мемориально-исторического комплекса Музея-заповедника М. А. Шолохова. Здесь были написаны третья книга (основная часть) романа «Тихий Дон», первая книга «Поднятой целины», а также ряд статей и очерков, посвящённых сельскому хозяйству на Дону в период коллективизации. А также письма И. В. Сталину о голоде на Верхнем Дону и пытках, которым подвергались колхозники, и других перегибах местных властей. Из этого куреня в 30-е годы Михаил Александрович писал письма А. С. Серафимовичу, А. А. Фадееву, В. М. Кудашеву, Е. Г. Левицкой…
Семья Шолоховых была в Вёшенской на виду. Начинающего писателя местные казаки уважали. Заметной фигурой был и его тесть Пётр Яковлевич Громославский.
Из воспоминаний Петра Лугового: «Он во многом помогал Шолохову по хозяйству, организовывал доставку дров, фуража, добывал муку, зерно и другие продукты, помогал строить дом с мезонином, тот самый, который потом фашисты разбомбили. На домашних вечерах Пётр Яковлевич руководил пением и сам пел с желанием и успехом.
Шолохов умел прекрасно петь и даже «дишканил», а тесть замечательно владел басом. Иногда на такие вечера Михаил Александрович приглашал и районных руководителей с жёнами. Очень часто на этих встречах Шолохов читал отрывки из «Тихого Дона».
П.Я. Громославский был главой семьи, авторитетом, на его плечи легли хозяйственные дела, а Михаилу Шолохову были предоставлены условия для литературного творчества.
О периоде начала 1930-х годов есть вот такие воспоминания Петра Лугового:
«Иногда Шолохов приглашал меня к себе домой. Он тогда жил в небольшом домике из четырёх маленьких комнаток с маленькой кухонькой и спаленкой. Квартира была обставлена очень скромно, никаких следов богатства или излишества не было…Он познакомил меня со своей женой – Марией Петровной, тактичной, выдержанной, энергичной и неутомимой женщиной. В дальнейшем она стала неизменным его спутником в поездках на охоту, рыбалку, в Москву, за границу. Умная, уравновешенная, трудолюбивая, она сама научилась печатать на машинке, и множество страниц «Тихого Дона» и других книг были перепечатаны ею собственноручно.
У Шолохова в 1930 году было двое малолетних детей – Светлана и Александр. Значительную часть свободного времени Михаил Александрович проводил среди родных и близких. Это были три сестры Марии Петровны – Анна и Полина с мужьями и Лидия, в то время девица, двое их братьев – Иван с женой Евдокией и Василий, хотя Василий в Вёшенской бывал редко, он работал где-то в другом месте. А первенствовали в этом семейном кругу, конечно же, родители Марии Петровны – Пётр Яковлевич и Мария Фёдоровна Громославские».
Все родственники Марии Петровны были частыми гостями в доме Шолоховых.
Свои первые зарубежные поездки писатель также совершает из старого дома. В декабре 1930 года Шолохов принимает переданное ему из ЦК партии приглашение А. М. Горького погостить у него в Сорренто (Италия). Трое друзей писателей – Михаил Шолохов, Василий Кудашёв и Артем Весёлый – отправились в Германию и три недели ожидали въездной визы в Италию в Берлине. Не дождавшись, Шолохов уехал в Москву.
23 ноября 1934 года М. А. и М. П. Шолоховы отправились в деловую поездку по странам Европы по приглашению издательств — в Швецию, Данию, Англию, Францию, эта поездка продолжалась 59 дней.
Большая тесная дружба связывала Шолохова с партийными и советскими работниками Вёшенского района. Шолохов их любовно называл «районщиками», среди них первый секретарь райкома партии П. К. Луговой, Председатель РИКа Т. А. Логачёв, уполномоченный по заготовкам П. А. Красюков, заведующий райзо И. Г. Корешков, заворг райкома партии П. Т. Лимарев и другие. Все они были частыми гостями семьи Шолоховых. Вместе обсуждали текущие проблемы развития района, колхозное строительство, вопросы сельскохозяйственного производства. По одной из версий, именно в гостиной старого дома родилось название романа «Поднятая целина». В начале декабря 1934 года кандидатуру Шолохова выдвинули в новый состав Вёшенского райисполкома.
Гостями писателя в этом доме были как простые люди: казаки, казачки, колхозники, школьники, рыбаки, охотники, так и весьма известные. Среди них друг, наставник, маститый писатель, земляк А. С. Серафимович (авг.1931 г.), первый редактор «Тихого дона» Е. Г. Левицкая (июль 1930 г.), самый близкий друг Шолохова писатель В. М. Кудашёв и японская арфистка и стенографистка Иосие Абе (1935 г.), журналистка и писательница В. К. Кетлинская (в 1935 г. брала интервью для «Комсомольской правды»), художник Ф. Ф. Федоровский.
Принимал Шолохов в своем доме не только отдельных посетителей, но и целые группы. Так, в ноябре 1933 г. здесь побывала киносъёмочная группа во главе с кинорежиссёром Н. Шенгелая, который пытался осуществить первую экранизацию по роману «Поднятая целина». В 1934 г. приезжала делегация ростовских рабочих паровозоремонтного завода им. Ленина с целью пригласить писателя выступить на заводе с докладом о первом Всесоюзном съезде писателей, участником которого был Шолохов.
С 1935 года, после переезда Шолоховых в новый дом с мезонином, писатель подарил старый дом П. Я. и М. Ф. Громославским. Они здесь жили с дочерью Полиной и зятем Петром Зайцевым. После смерти Марии Федоровны (1961 г.) дом по наследству перешел в собственность Зайцевых. В 1978 г. он был продан П. В. Мельниковой, а уже в 1981 г. выкуплен государством, передан музею-заповеднику и после реставрации 24 мая 1987 г. мемориальный дом-музей М.А. Шолохова открыл свои двери для первых посетителей.
За 36 лет работы объекта кроме основной постоянной экспозиции дома открылись новые: «Низы» (май 1994 г.), «Погребица» и «Сарай» (24 декабря 2019 г.). Временная выставка «На охоте и рыбалке», открытая вместе с мемориальным домом 24 мая 1987 г., была обновлена в мае 1992 г., а в ноябре 2002 г. творческая группа художников и дизайнеров из Екатеринбурга во главе с В. М. Савиным создали выставку «М.А. Шолохов на охоте и рыбалке». Вячеслав Михайлович, говоря о новой экспозиционной версии, отметил: «Самое главное и самое удивительное то, что на этом музейном объекте собраны и представлены исключительно подлинные вещи, целый комплекс вещевых материалов, связанный с увлечением Шолохова охотой и рыбалкой. Вот это и будет важнейшим моментом, который привлечет внимание посетителей. Мы со своей стороны постарались в помещении, где была простая раскладка музейных предметов, создать экспозицию с использованием нового образно-документального хода, расставив акценты специальным искусственным освещением».
Эта выставка уникальна в своём роде, потому что все вещи – одежда, обувь, снаряжение, блёсны, приманки, удочки – подлинные, принадлежали Шолохову. В центре – шолоховская лодка, казачья двухвесельная плоскодонка, характерная для Верхнего Дона.
Осенью 2023 года после проведения наружных и внутренних реставрационных работ Старый дом М.А. Шолохова вновь гостеприимно распахнул двери для посетителей.
Источник: sholokhov.ru