История МБОУ ДО ДООЦ «Колосок» Боковского района
Чуть больше сорока лет назад здесь, на этом месте, только-только начинались подготовительные работы. Нужно было о-очень много сделать, чтобы на живописном берегу Чира появился межхозяйственный районный пионерский лагерь. Именно такое первое название было зафиксировано в документах. Но произошло это немного позже. А тогда — ни названия официального, ни имени у нашего лагеря просто-напросто не было. Ответственным за эти строительно-устроительные работы, опять же, неофициально, был назначен Виктор Петрович Щелконогов – преподаватель рисования Боковской средней школы. После него был Геннадий Иванович Зеленков – военрук средней школы слободы Чистяково. В те годы слобода входила в состав Боковского района и Чистяковская школа подчинялась Боковскому районному отделу народного образования. На посту заведующего Районо находился Василий Иванович Чукарин. Он и раздавал щедро налево и направо общественную нагрузку. «Виктор Петрович, Геннадий Иванович, пока у вас отпуск и делать вам особо нечего, поезжайте, пожалуйста, в хутор Вислогузов и помогите району в возведении пионерского лагеря!» Молодые учителя согласно кивали головами и, скрипя зубами, проводили свой отпуск с пользой для района. Денег им за это, естественно, не платили. В тогдашней стране, в СССР, было всё немного по-другому. «Человек человеку – друг, товарищ и брат!» — вот лозунг того времени. Проводились масштабные субботники. Это когда люди просто так, от души, приходят и трудятся. А потрудиться здесь пришлось! Ранее на берегу Чира стояло три домика: сегодняшние медпункт, администрация и столовая. Столовая, правда, тогда была поскромней размерами. Называлось это дачей Петра Ивановича Маяцкого. Здесь принимали представителей из Ростова-на Дону. А вокруг – непроходимые заросли. Пионерскому лагерю же — необходим простор. Вот и рубили всем миром эти кушири, заросли, кустарники.
Александр Николаевич Неверов в 1983 году получил диплом о высшем образовании и по распределению отправился в Боковский район. Было тогда такое понятие: распределение. Это практика трудоустройства выпускника высшего и среднего специального учебного заведения, обязательная на определённый срок как для самого выпускника, так и для работодателя, и гарантирующая занятость молодых специалистов и их социальные гарантии. По окончании отработки, через три года, можно было поменять место работы по собственному желанию. У Неверова был выбор: либо учителем в Горбатовскую школу, либо директором в будущий пионерлагерь. Как человек творческий, Александр Николаевич, конечно же, выбрал последнее. В его трудовой книжке появилась такая запись: «Принят на работу директором межхозяйственного районного пионерского лагеря» И дата: 15 августа 1983 года. Этот день и считается днём рождения «Колоска». Так что сегодня, ребята, у нашего виновника торжества – юбилей. Ему исполняется сорок лет!
Александр Николаевич вспоминает: «К июню 1984 года успели возвести шиферную игровую, летний душ, комнату гигиены, туалет. Без этих объектов лагерь не имел права функционировать. Установили водонапорную башню, построили крытую сцену. Позади столовой смонтировали разборную теплицу. Заасфальтировали спортплощадку (перед нынешним 12-ым домиком) и установили щиты с кольцами для игры в волейбол. Хозяйства района всячески старались помочь новорождённому лагерю. Но всё-таки было нелегко. Трудности были и при комплектовании. Большие кастрюли для кухни привезли из Ростова-на-Дону. За кроватями пришлось ехать на Украину, в город Краснодон Ворошиловградской области, ныне это Луганская Народная Республика. А вот первые путёвки напечатали в типографии станицы Боковской. Были они плотненькие и разноцветные: синенькие, красненькие, розовые.»
Июнь 1984 года. Первая смена первого сезона! Первые отдыхающие! Их было 70 — пионеры Боковского района. В красных галстуках, в пилотках. Командиром отряда была Ирина Волкова. Она и сейчас продолжает командовать. Только отряд её теперь помногочисленней. Да и ответственности побольше. Занимает Ирина Валерьевна Копачёва пост заместителя главы Администрации Боковского района по социальным вопросам. А тогда, в 1984, каждое утро у неё и её друзей начиналось с построения. Поднятие флага, линейка, оглашение плана мероприятий на день. Заканчивался день тоже общелагерной линейкой с подведением итогов и спуском флага. Жили пионеры в игровой и в 14-ом домике. Соблюдали режим дня, ходили купаться на Чир. Место для купания было обустроено несколько необычно. Дощатый подиум, размером примерно с нашу сцену, по периметру был огорожен металлическими решётками. Здесь же были прикреплены камеры от шин автомобиля. В незагруженном состоянии эта купальня находилась на плаву. Когда же в неё заходили дети, плот опускался. Камеры не давали ему уйти на дно и купающиеся оказывались по пояс в воде. Безопасно и весело! Примерно так купаются моряки в океане, чтобы избежать близкого общения с акулами. В нашей реке акулы, конечно же, не водятся. Но тогдашняя глубина Чира в целых 6 (!) метров и завораживала, и пугала. Чтобы купальня не отправилась в свободное плавание, она стояла на якоре. Якорь – строительная бетонная плита, которую опустил в воду автокран совхоза «Грачёвский». Купальня, отслужив 2 сезона, во время весеннего половодья всё-таки смогла стать путешественницей. Насколько далеко она уплыла по Чиру, — неизвестно, Чир в наше время уменьшил свою глубину до 3 метров, а вот якорь и поныне, как ответственный часовой, стоит на посту. И пост этот расположен на дне Чира на уровне медпункта. В заборе и сейчас видна заваренная калитка-вертушка. В лагере попытались сделать бассейн. Представляете, купаться мы бы ходили не на Чир, а в настоящий большой бассейн! Разметили, отрыли бульдозерами котлован. Он и сейчас виден левее туалета, за забором. А тогда стройка была остановлена вышестоящим начальством: «Начнут ездить всякие комиссии, брать пробы воды, а бассейн открытый, неизвестно, что эти комиссии обнаружат в пробах, и неизвестно, чем это всё кончится. Так что, стоп! Давайте-ка лучше пользоваться дарами природы. Чем вам не нравится Чир?»
В последующие сезоны пионеры купались на пляже хутора Вислогузова. До этого пляжа добираться было сложней. Ведь до него не менее километра. А солнышко летом щедрое и жаркое! Это потом уже, на месте поливного огорода, прямо под боком, был оборудован пляж, которым мы сейчас и пользуемся. Были там в своё время и мостушка, и тарзанка, с которых и не захочешь, а прыгнешь парочку раз в ласковую водицу Чира. Да и купались поначалу все разом. В последние годы Правила купания обязывают нас вести себя поскромней…
С этим, третьим по счёту, пляжем связана одна история. 1991 год. К тому времени руководит лагерем уже Олег Валентинович Кольцов. После Неверова директором был Александр Алексеевич Маркианов. Его сменила Анна Петровна Попенко. А с апреля 1989 года бессменным директором «Колоска» работает наш Олег Валентинович. Так вот, в 1991 году, в Чиру, под противоположным от пляжа берегом, были обнаружены снаряды времён Великой Отечественной войны. До прибытия сапёров эту опасную находку охранял Кольцов Олег Валентинович. По счастью, всё обошлось. Сапёры обезвредили боеприпасы. А сейчас, как вы знаете, дно реки в месте купания ежегодно обследуют водолазы, что делает наше общение с рекой безопасным.
Первым старшим воспитателем была Елена Викторовна Безверхова. Училась она в Ростове в пединституте по направлению от Боковского района. Когда подошло время практики, Елена Викторовна собралась ехать в лагерь «Орлёнок». Но наш районо оформил вызов: «В связи с открытием нового пионерского лагеря, просим место практики изменить на Боковский район. Нам необходим старший воспитатель». И приехала Елена Викторовна вместо Чёрного моря домой, на степную реку Чир. Интересно, что она стала крёстной матерью нашему лагерю, то есть, дала ему имя. А было это так. Захотелось украсить столовую, поставить на каждый стол по букетику полевых цветов. Поехали собирать цветы. Рядом было пшеничное поле. Тут и подумалось старшему воспитателю: «Ребята у нас в лагере как зёрнышки в колоске, — бок о бок растут, дружно живут». Директору идея понравилась. Так и стал наш лагерь носить красивое мудрое имя «Колосок». А Елена Викторовна недолго оставалась Безверховой. В июне и июле провела две смены. А в августе была весёлая свадьба. Директор и старший воспитатель стали мужем и женой. Отныне стала Елена Викторовна носить фамилию Неверова. Была она старшим воспитателем и на следующий, 1985, год. Росла в «Колоске» верба с развилкой. Вроде и не очень высоко до развилки, а самому пролезть в неё сложно. А вот если вдвоём… Поддержать, подсадить, руку подать. И с тех пор появилась в лагере легенда: если пара с любящими сердцами ночью сможет протиснуться в эту развилку, то, рано или поздно, закончится дело свадьбой, и будут они жить долго и счастливо. И семья Неверовых тому подтверждение. Шли годы, и дерево благословляло на жизненный путь новые и новые пары. Несколько лет назад, во время проведения капитального ремонта, волшебную вербу выкорчевали. Росла она под окнами 14-го домика со стороны здания администрации…
Приняла участие в судьбе «Колоска» и семья Кононенко: Наталья Владимировна была завхозом, а Геннадий Александрович предложил использовать в лагере проект домика-бунгАло. По смете этот домик-шалаш стоил 2 100 рублей. Начальству предложение пришлось по душе: оригинально, красиво и недорого. Домики возводили все семь хозяйств района. Двухэтажный красавец, под №7, построили для ребят рабочие совхоза «Каргинский». Продуктами питания отдыхающих обеспечивали тоже колхозы и совхозы. Ведь отдыхали в лагере дети рабочих из этих же хозяйств. Межхозяйственный – это когда все вместе, и каждый честно вносит свой вклад.
Первый музыкант — Михаил Владимирович Курин – баянист из хутора Попова. Был он слепым, но детей и музыку любил, всегда играл, что говорится, с душой. Он и Гимн исполнял во время подъёма и спуска флага, и аккомпанировал юным артистам на вечерних концертах, и просто создавал своим искусством хорошее настроение. Сразу же с июня 1984 в «Колосок» стала приезжать и музыкальная группа «Зеркало» под руководством Василия Свиридова. В течение смены было 4 выезда: на открытие, закрытие и 2 раза по усмотрению директора «Колоска». В первый раз было страшновато. Как воспримут гастролёров дети? С первых минут общения скованность как-то незаметно прошла. А когда во второй приезд музыканты исполнили только что написанную Сергеем Кривошлыковым песню «Колосок», то стало ясно: ни группа «Зеркало» без «Колоска», ни лагерь «Колосок» без группы «Зеркало» дальше просто не смогут жить. Так и
появился первый гимн «Колоска». А второй – «Облака в реке» — был написан Василием Свиридовым через 23 года, в июне 2007. (Исполнение гимна) Кроме пения песен и проведения танцевальных вечеров, у пионеров было много других интересных дел. Среди них – экскурсия по Шолоховским местам: хутор Кружилинский и станица Вёшенская. Поездка занимала целый день. Еду брали с собой, в термосах. Завершалась экскурсия купанием в реке Дон. Возвращались уставшие, но довольные. Автобусы, в интересах безопасности, сопровождала машина Госавтоинспекции. По вечерам ходили в клуб хутора Вислогузова на просмотр кинофильмов. Киномехаником в то время был житель хутора Грушинский, друг М. А. Шолохова, скрипач Иван Яковлевич Евланов. Проводились пионерские костры. Представляете, какой будет костёр, если он сложен из брёвен длиной метра по три! Пекли в костре картошку. В реке ловили рыбу, раков. Вкуснотища какая! Пальчики оближешь! Но, когда об этом узнала Санэпидемстанция, ох, и досталось же директору! После этого стали больше налегать на утверждённые к применению в детских учреждениях продукты. Но печёная картошка ещё многие годы не сдавала своих позиций.
Транспорт. В самом начале, сорок лет назад, директору был выдан в пользование тяжёлый мотоцикл с коляской. Для хозяйственных нужд вскоре появился новенький грузовой мотороллер «Муравей». Ну а детей перевозили в кузове автомобиля «ГАЗ-66». Был в СССР такой непревзойдённый военный вездеход-легенда. Нужно заметить, что о усовершенствованной подъездной дороге к лагерю, до недавнего времени, только мечтали. Просёлочная дорожка! В жару – пыльная, а чуть капнет дождик – только на военном вездеходе и доберёшься. При таких жёстких условиях мотороллер «Муравей» не смог оправдать возлагаемых на него надежд. В качестве связующего звена «Колоска» с цивилизацией выступали грузовые машины. «ГАЗ-66», «ЗИЛ-157», «ГАЗ-52» с будкой, «ГАЗ-66» с будкой, самосвал на базе «ЗИЛ-130», «УАЗ»-буханка. Первый директор по грязи добирался до асфальта «Обливская-Каргинская» пешком. Чтобы легче было идти, выламывал себе вербовую палку-посох. На асфальте нужно было поймать попутную машину. А он – с палкой. Кто же его возьмёт! И оставлял Александр Николаевич каждый раз свои посохи у дороги, во влажной низинке, вонзив их в плодородную землицу. Палки пускали побеги, укоренялись… Сейчас у поворота на «Колосок» небольшая вербовая рощица – Неверовская роща. Ну а по асфальту теперь, мимо Неверовской рощи, можно легко и просто добраться до «Колоска» на принадлежащей лагерю «Калине». Причём, в любую погоду!
Разные интересности.
Раньше планёрки проводили после отбоя, в 23:00. Сторожа просили присмотреть за детьми. Он открывал дверь в домик и спрашивал: «Ну что, спите?» Дети отвечали: «Спим». «Ну, спите…» — подытоживал сторож.
Максимальное количество детей в смене – не поверите – 107!
Отдыхали дети из Боковского, Советского, Обливского, Милютинского, Кашарского, Верхнедонского, Шолоховского, Серафимовичского районов, городов Волгодонск, Донецк, Ростов-на-Дону, Архангельск, Москва, Луганской Народной Республики.
В одну из смен в «Колосок» приезжал кукольный театр.
Источник: фото: https://vk.com/public217169995