Мы постоянно чему-то учимся. Одни люди и обстоятельства делают нас добрее, другие ожесточают сердца. За семь месяцев поездок по подразделениям с волонтерами «Нить надежды «Русский мир» я сделала для себя определённые выводы о людях, которых, как казалось, хорошо знаю, и по-другому стала смотреть на ситуации, поступки и мир в принципе. Неизменным осталось приобретённое в процессе поездок чувство непроходящей тревоги и желания хоть чем-то помочь тем, с кем свела судьба за это время…
РАБОТАЕТ «РУССКИЙ МИР»
Не знаю, у кого как, но меня лично постоянно не покидает чувство какой-то неполноценности, когда я вижу, в каком темпе работает группа «Нить надежды «Русский мир». Кто в ней состоит, меня поймут — если приходит сообщение на ватсап, можно не сомневаться: работает «Русский мир».
Активней всех админов — волонтер Елена Ищенко, которая лично ездит к бойцам и из рук в руки передаёт собранную людьми гумпомощь. В группе постоянно бурлит жизнь: вопросы, ответы, решения, переживания, конкретные дела во благо парней… А ты смотришь и думаешь: во-первых, откуда столько сил у волонтеров — у них же есть дети, работа, свои дела; а во-вторых, сжимаешься внутренне и понимаешь, что ты-то по сути толком ничего не делаешь. И пока ты мечешься, волонтеры творят историю, не сдаются перед трудностями, будят общественность, взывают к чувству долга, рассказывают о парнях на фронте, выкладывают посты о реальной обстановке на передовой. Чтобы мы знали, чтобы помнили о ребятах и не опускали рук.
А сколько остаётся за кадром всей этой волонтерской жизни, мы так и не узнаем. Это не просто — собрать и отвезти. Иногда отвезти самим не получается. Тогда волонтеры ищут выходы на тех, кто сможет сам приехать и забрать. И такое бывает. Помню, как в середине января военный «Урал» ранним утром загружали на Донецк. История повторилась теперь с Запорожским направлением, куда в минувшие выходные уехал КамАЗ с прицепом, битком набитый всем необходимым для госпиталя и бойцов на позициях. Параллельно партия гуманитарки отправилась на Артёмовское направление, к бойцам уже хорошо знакомой нам первой танковой роты «Сарматы» и ребятам-штурмовикам.
ЗАСТАЛИ «ТИХОГО»
С «Сарматами» «Русский мир» свёл меня в июле прошлого года. Это была первая моя поездка в зону проведения спецоперации. Помню полевой лагерь в лесу, большинство ребят находились на отдыхе, и, пожалуй, тогда я видела их вместе в последний раз. В последующие встречи парни уже передислоцировались и находились каждый на своей позиции.
В этот раз нам повезло увидеть сразу несколько экипажей в полном составе. Они вернулись со своих ПВД на побывку: выкупаться, постирать вещи, отдохнуть. Большой удачей было застать «Тихого», кому, собственно, и предназначалась гуманитарка, собранная волонтёрами его родного Боковского района.
Сам он из хутора Коньков. Повестку получил на следующий день после дня рождения. Это было в октябре 2022 года. Сейчас Вове 25 лет. Молодой, улыбчивый, весёлый парень. Сейчас он наводчик в экипаже у «Снаряда», о котором мы уже писали в прошлый раз. Дома «Тихого» ждут мама и бабушка. Брат проходит срочную службу, скоро у него дембель.
«Соскучился по своим, — говорит Вова. — Хоть и был в отпуске, но он как-то пролетел незаметно. Что запомнилось за время службы? Запомнились обстрелы. Думаешь, если засыплет блиндаж, то уже не выбраться. Приятно, что меня не забывают, земляки вот прислали гуманитарку. Большое спасибо за внимание. Это очень ценно здесь…»
УГОСТИТЬ ТАНКОВЫМ СНАРЯДОМ
Обстановка на фронте напряжённая, но экипажи танков методично, выстрел за выстрелом, работают по врагу. Цели у них — самые разные. Корректировать огонь при этом помогают разведчики. Они могут управлять дроном даже в плохую погоду и при потере связи со спутниками. В общении члены танковых экипажей отметили эффективность, которую проявляют танки при работе с закрытых огневых позиций, а также высокую интенсивность собственной боевой работы. Например, очень часто приходится подавлять вражеские минометы.
В роте — десять экипажей, и у каждого — свой пункт временной дислокации. ПВД выглядят по-разному: где-то это зачищенные подвалы, где-то — часть разрушенного дома, в котором соорудили комнату, где-то — блиндажи, обитые плёнкой от снега и дождя. Вместо кроватей — ящики из-под боеприпасов, на них и спят. Одни обогреваются от генератора, другие — с помощью дровяной печи. На ПВД основная еда — тушенка, макароны. Своими руками была построена и баня. На позициях приходится бывать неделями, поэтому выезды в город парни ценят особенно. Прежде всего, это возможность связаться с внешним миром, созвониться с родными и близкими.
«У МЕНЯ ТЯЖЁЛЫЙ 300»
Дмитрий — из посёлка Орловский. По своему населённому пункту взял себе и позывной — «Орёл». Мобилизован в конце октября 2022 года. Был связистом на срочке. После мобилизации и прохождения учебки попал в первую танковую роту «Сарматы». Командир взвода. За время службы дослужился до лейтенанта.
В этом экипаже служил и его земляк Юра с позывным «Крот», которому ампутировали ногу. Наконец, я услышала из первых уст, при каких обстоятельствах это случилось.
«Мы приехали на место отдыха, в наш блиндаж, с ночного дежурства, — рассказал «Орёл». — Покушали, легли отдыхать. Блиндаж был недоделанный, и Юра на улице лёг. Помню, как в 9 утра у нас запросили обстановку. Я ответил «два ноля», что значит — всё спокойно. Проходит минут 15 — и тут сильный прилёт. Мы вскочили, слышим, Юра кричит: «Нога, нога!» Я выбежал из «ямы», смотрю, а ему осколком ногу снесло. В первый раз такое видел. Начал по рации запрашивать эвакуацию: «У меня тяжёлый 300». Пока ехала помощь, наложили жгут, укололи. Минут десять — и приехала группа эвакуации. Молодцы, сразу его забрали. Хорошо, что жив остался. Мы же с ним из одного посёлка. Одновременно призывались я, «Дед» и «Крот». С «Кротом» вот даже в один экипаж попали. Он работал учителем обществознания в кадетском корпусе. Как восстановится, собирается вернуться к своей прежней профессии…»
Когда Дима рассказывал ещё один случай, я вспомнила об идущем сборе на автомобиль для ребят, тоже — танкистов. В очередной раз убедилась, что все эти «буханки», «уазики» — реально расходный материал.
«Закончилось топливо, запросили заправку, — рассказал «Орёл». — Приехала «буханка», привезла солярку. Начали переливать её в танк. И слышим — летит. По звуку — «Баба Яга» — переделанный под боевой дрон тяжёлый сельскохозяйственный БПЛА. Сбросила снаряд — от «буханки» один остов остался. Хорошо, что танк она не увидела. Так что — да, машины на фронте сильно страдают. Благо все живы остались…»
Дома Диму ждут жена, сын, родители. Всем передавал большой привет…
МНОГОДЕТНЫЙ ПАПА
После спецоперации одни планируют вернуться к своим мирным занятиям, другие всерьёз думают остаться на контракт. А ведь у каждого до СВО была своя жизнь, никак не связанная с войной. Кто-то работал грузчиком, кто-то — таксистом, кто-то — капитаном туристического катера. Сегодня у них одна задача — защитить границы своей страны и вернуться домой. Живыми…
Командир ещё одного экипажа, Александр с позывным «Киндер», из-под сибирского города Тобольска. Доброволец. Срочку проходил на Северном Кавказе. Был танкистом — и попал в танкисты. Полгода на СВО.
«Из нашего посёлка много ушло на фронт ребят, я один в живых остался, — говорит «Киндер». — В добровольцы пошёл осознанно. Сейчас не время сидеть «под юбкой», качать бицепсы, ходить по спортзалам, по кабакам. Всё это будет. Но — потом. Когда закончится война. Потом сядем с ребятами, вспомним, как это было. А сейчас надо работать…»
В день нашего приезда сыну «Киндера» исполнилось семь месяцев. А вообще Саша — многодетный отец: у него три дочери и сын. Есть к кому возвращаться, есть ради кого беречь себя…
ДОВЕСТИ ДЕЛО ДО КОНЦА
В экипаже с «Киндером» служат его почти земляки: наводчик Николай «Немец» из Екатеринбурга и механик Роман «Байкал» из Иркутска. Для одного это просто работа, для другого — дело чести.
У «Байкала» это второй контракт. Решение защищать государственные интересы своей страны в ДНР и ЛНР принял сразу после начала спецоперации. На фронт отправился добровольцем. Говорит, на передовой помогали поддержка боевых товарищей и взаимовыручка.
«Сначала попал в БАРС-15. В первую командировку был пулемётчиком. Остановил два наступления, подавил живую силу противника. Затем был разведчиком, командиром отделения, — рассказывает Рома. — 18 декабря 2022 года получил боевое осколочное ранение. Перенёс четыре операции, потом полгода учился ходить. Тот, кто рассказывает, что не страшно, лукавит. Конечно, было страшно. Ты каждый день — на передовой, вокруг автоматы и смерть. Не боятся, наверное, только дураки. Штурмы каждый день были, но привыкнуть к этому невозможно, всё равно боишься и за себя, и за своих», — делится воспоминаниями участник СВО.
Как только восстановился, «Байкал» снова заключил контракт. Теперь попал к танкистам.
Спрашиваю: «Еле выжил — и пошёл опять. Почему?» «Потому что драка начата, и её надо заканчивать, — ответил боец. — Если ввязался, считаю, надо доводить дело до конца…»
ВАС ЖДУТ ДОМА
В наспех брошенной квартире, где мы общались с «сарматами», время как будто остановилось. Кто здесь жил? Чьи это фотографии, которым явно много лет? Кто слушал по вечерам эту радиолу? Читал книги, запылившиеся за стеклом серванта? Кто выглядывал в окошко на кухне сквозь пожелтевшие занавески с блюдцами? Парни говорят, что квартиры они занимают с согласия жильцов или соседей, которым оставили ключи хозяева. Сами они уехали подальше от линии фронта, когда находиться в городе стало невыносимо. Ребята следят за порядком, поддерживают чистоту, берегут имущество и благодарны, что у них есть крыша над головой. Хоть и временная.
Когда я общаюсь с мамами и женами ребят, у меня часто спрашивают: как они там? Всё нормально. Шутят, вида не подают, что устали, только не скрывают, что домой очень хочется. А так все прекрасно понимают, где находятся, и рады приезду волонтеров, рады пообщаться — это для них как глоток свежего воздуха.
Пока ждали бойцов, жена волонтера Юры Куликова Маша перечистила рыбу, нажарила огромный противень и угостила приехавших с задания парней. Особенно рады были свежим сазанчикам ребята из Ростовской области — уж они-то толк в речной рыбе знают.
Словом, прощаться было нелегко, но надо. Берегите себя, ребята! Вас ждут дома, помните об этом…
СЛАДОСТИ ДЛЯ ПОЛИНЫ
Выйдя из подъезда, не могла не обратить внимание на прогуливающуюся по улице женщину с ребёнком. Они спокойно шли себе, не обращая никакого внимания на звуки отдалённых прилётов и поближе — «выходов». Как оказалось, Клавдия Васильевна и четырёхлетняя Полина часто гуляют днём по воскресеньям. Бабушка работает в детском саду, куда ходит её внучка.
Спрашиваю, как живёте? «Трудненько, — говорит Клавдия Васильевна. — Но сейчас полегче. Свет, вода, газ есть. В городе жизнь идёт, работают все социальные объекты, магазины, пенсии получаем. Всё налаживается…»
Вручив девочке коробку со сладостями, двинулись в обратную дорогу. Без помех миновав знакомый блокпост, едем по «стиральной доске» — так называют эту дорогу — на границу с Ростовской областью.
«МЫ ВДВОЁМ С КОНЁМ…»
И тут — каково же было моё удивление — навстречу шел не танк, «Урал» или БМП, а… обычный конь, которого вёл под уздцы высокий, крепкого телосложения парень. Сразу на ум пришла строчка из песни: «Мы вдвоём с конём по полю идём…» Не остановиться мы не могли. Хоть на минуту.
Кличку коня мы не успели спросить, а боец представился — Самат. И конь не случайно здесь, а выполняет важные боевые задачи.
«На утренней зорьке на лошадях можно бесшумно и незаметно доставить всё, что нужно до боевых позиций, — пояснил Самат. — На двух конях это порядка 200 килограммов груза. За одно утро можно успеть выполнить два рейса. Также кони задействованы в объезде позиций, что в грязь и распутицу удобно и опять же бесшумно…»
Вот так-то. Проверенные рабочие лошадки, как и сотни лет назад, помогают бойцам на линии огня. Кстати, хороший выход. Не знаю, кто придумал, но это реально спасает ту же бесценную технику от поражения дронами…
ВЫ — НАДЁЖНЫЙ ТЫЛ
Пока одни волонтеры ездили к ребятам в ДНР, в Сальске шла масштабная загрузка КамАЗа на Запорожье. «Всё, что на госпиталь, — одежда, подушки, постельное белье, матрасы, одеяла — сразу забрали, — говорит Елена Ищенко. — К месту назначения приехали ребята с передовой — и сразу поделили всё на подразделения. Хожу и думаю, какие мы с вами молодцы! Только подумайте: благодаря вам мы отправили КамАЗ с прицепом с нужным и фронту, и госпиталю. Вообще не представляю, как бы мы без вас справлялись. Бесконечная благодарность вам всем, кто откликнулся, срочно заказывал, закупал и привозил. Вы самый лучший и надежный тыл. Когда вспоминаешь, сколько всего загрузили, плакать от счастья хочется. Парням и вкусняшки, и теплые вещи, и «гигиену», и «медицину», и стиральные принадлежности, и хозтовары доставили! Сразу представляешь их улыбки и счастливые лица…»
А меж тем сборов в очереди стоит много. Как говорим всегда, объять необъятное нереально, но «Русский мир» старается, как может.
«Я, как медик, не могу пройти мимо просьб о «медицине», — говорит Елена. — Понимаю, как там это необходимо и, если чего-то нет, чем это грозит. Вот была срочная необходимость для подразделения ВДВ, «Атаману» на Херсонском направлении. Нужны были бинты, пластыри, лекарства, кислородный баллон с редуктором и маской. Подключились многие неравнодушные, в том числе — группа «Свеча победы «Русский мир», «Борзые. Традиции предков» и другие. Сейчас стоят два сбора — на ткань для маскировочных сетей, без которых — никуда, и сбор на авто для танкового подразделения, в котором служит наш земляк. По мере сбора на ткань бобины закупаются и уходят для работы группам «Паучки». Спасибо им всем огромное за их кропотливый труд. Еще нам нужно как можно быстрее закрыть сбор на автомобиль. Так что мы не имеем права останавливаться. Нужно двигаться вперёд. Мы все знаем, как парням нужны наши помощь и поддержка. Многие вот говорят: зачем помогать? У них всё есть. Сами себе купят. У них же есть родные, семьи… У каждого своя правда. Но знаю из личного опыта, как важно быть рядом с бойцами в самые трудные минуты, поддерживать не только словами и комментами, но и делами. Реальными делами, когда человек находится в трудных, порой нечеловеческих условиях. Вот самое ценное…
А ещё, когда я вспоминаю, с чего всё начиналось, как всё начиналось, меня берёт гордость за наш народ. Небольшое волонтерское сообщество стало гуманитарным батальоном, вошло в состав «Русского мира» — и сейчас к нам присоединяются неравнодушные, чтобы помогать вместе с нами. Сколько пережили всего, купили, отвезли, сделали… И всё это — с вашей помощью.
Приятно, когда люди добавляются в группу и спрашивают, чем они могут помочь. Итак, какая помощь требуется всегда? Вы можете помочь медикаментами, средствами личной гигиены, нескоропортящимися продуктами питания, новой одеждой, информационной помощью. Также мы закупаем необходимое согласно перечню, указанному в обращениях бойцов. Важна любая сумма — 100, 300, 500 рублей. Ценен, вернее — бесценен, посильный вклад любого человека. Присоединяйтесь. Победа будет за нами!»
Источник: salsknews.ru, автор: Светлана Плещенко, фото автора