Навигация
Главная » Главные новости » Шагнувшие в бессмертие

Шагнувшие в бессмертие

«Война не окончена, пока не похоронен последний солдат», – сказал великий русский полководец Александр Суворов. Великая Отечественная война не закончится НИКОГДа. потому что на полях, где проходили сражения, всё еще лежат останки сотен тысяч советских солдат. И до сих пор жители нашей страны пытаются найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родственниках.
В декабре в Боковский район из Краснодара приехали племянники погибшего лётчика 808-го штурмового авиационного полка, 17-й воздушной армии, стрелка — радиста Ивана Никитовича Нелюдимова — Татьяна Владимировна Пантюхова, Александр Алексеевич и Елена Евгеньевна Нелюдимовы. Для них полной неожиданностью было то, что, благодаря неравнодушным людям, краеведам Боковского района найдено место захоронения их родственника, ведь он считался без вести пропавшим. «Наш отец всю жизнь искал своего брата, но ему так и не удалось этого сделать. И вот, побывав на могиле своего дяди, в Волгоградской области, в хуторе Сарычевском Кумылженского района, мы поклонились ему за тот подвиг, который он совершил, и отдали дань памяти», — со слезами на глазах рассказала Татьяна Владимировна.
Приехав в Боковский район, вместе с директором краеведческого музея С.Н. Токиной, краеведом В.Я. Софиным посетили братскую могилу в хуторе Конькове, мемориал «Герои не умирают», а затем отправились на мероприятие, посвященное освобождению Боковского района.
Военная история Боковского района теснейшим образом связана со Сталинградской битвой. В директиве от 13 декабря 1942 года Ставка указывала командующему Юго-Западным фронтом: «Главный удар направить не на юг, а на юго-восток, в сторону Нижнего Астахова и с выходом на Морозовск, чтобы боковско-морозовскую группу противника взять в клещи, пройтись по ее тылам и ликвидировать ее одновременным ударом с востока силами 5-й танковой и 3-й гвардейской армий и с северо-запада силами 1-й гвардейской армии».
В период контрнаступления советских войск под Сталинградом, начавшегося 19 ноября 1942 года, и особенно на втором этапе контрнаступления, начавшегося в декабре 1942 года, на нашей родной земле проходили жестокие сражения, которые вошли в историю Великой Отечественной войны. Ежедневные утренние и вечерние сводки с фронта, опубликованные в газете «Красная звезда» от
22 декабря 1942 года №299, свидетельствуют об успешном наступлении советских войск на среднем Дону. «Всего за пять дней наши войска продвинулись на 75-120 км. Было освобождено более 100 населенных пунктов… 20 декабря на полях боя противник оставил свыше 8000 трупов». В этих сводках находится информация об освобождении населенных пунктов Боковского района, в частности, ст. Каргинской. Хутора Дуленков, Астахов, Белавин, Горбатов, Дубовой в ходе боевых действий неоднократно переходили из рук в руки и были практически стерты с лица земли. Наша земля была свидетелем примеров массового героизма советских солдат.
За освобождение Боковского района звания Героев Советского Союза были присвоены командиру 20-го танкового полка, майору Николаю Александровичу Сергееву за бой у хутора Астахова, пулеметчику Борису Ивановичу Терентьеву за бой у хутора Горбатова, командиру 17-го танкового полка, подполковнику Тимофею Семеновичу Позолотину за бой в совхозе Красная Заря, командиру танка 441-го танкового батальона 110-й танковой бригады танкисту Гавриилу Григорьевичу Калинину за освобождение х. Верхнечирского, летчикам штурмовикам 808-го шап 17-й воздушной армии Абдирову Нуркену и Борису Павловичу Алексееву за воздушный бой в направлении Боковская-Пономаревка.
Изучая историю Сталинградской битвы, читая о Героях Сталинградской битвы, в тексте Указа Президиума Верховного Совета СССР от 31.03.1943 о присвоении звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, рядом с именем лётчика Нуркена Абдирова В.Я. Софин обнаружил имя Бориса Павловича Алексеева, награжденного медалью «Золотая Звезда» за боевую операцию 19. 12.1942 года.
Осень 1942 года. Советским командованием ведется работа по подготовке к контрнаступлению под Сталинградом. В эти дни была создана 17-ая воздушная армия. 28 октября 1942 года в состав 17-ой воздушной армии был призван и Алексеев Борис Павлович.
Родился Б.П. Алексеев 06.06.1913 г. в г. Пермь. Окончил неполную среднюю школу (7 классов) и один курс строительного техникума, работал шофером в Ульяновске. С 1938 г. был призван в армию. Окончил Ульяновскую объединенную школу пилотов и автомехаников. После окончания лётной школы отличника Бориса Алексеева оставили в учебном заведении в качестве инструктора-наставника.
22 июня 1941 года, в первые дни войны, большая часть преподавателей летного дела подала начальнику школы рапорты о переводе в действующую армию.
Попасть в 17-ю воздушную армию, которой командовал генерал-майор С. Красовский, мечтали многие. Поначалу младшего лейтенанта Алексеева использовали, чтобы «доводить до ума» курсантов летных училищ.
В соответствии со справками о боевом составе 17 ВА от 11 и 13 декабря 1942 г. 808 штурмовой авиационный полк передислоцировался из х. Княженского Михайловского района в х. Глушица Кумылженского района Сталинградской области. В это время младший лейтенант Алексеев находился в должности заместителя командира авиаэскадрильи 808 авиационно-штурмового полка 267 штурмовой авиадивизии 17-й воздушной армии.
С целью усиления боевого состава авиационных полков в ноябре 1942 г. вводились новые штаты. Звено трехсамолетного состава заменили звеном из двух пар. Новая организация позволила улучшить условия маневра самолетов в воздухе, повысить огневую мощь звена. В то время Ил-2 был одноместным самолетом, не защищенным со стороны задней полусферы.
Летчикам-штурмовикам давалась установка: при появлении истребителей противника бой не принимать, стараться уходить на бреющем полете на свою территорию, используя при этом замечательные маневренные качества машины. У «Ила» необычайной силы лобовой огонь, но вот беда – сзади штурмовик беззащитен. И созрело решение модернизировать машину. Инженер-полковник Антошин и инженер-майор Алимов предложили сделать на нем кабину для стрелка-радиста. Верхняя часть фюзеляжа была удалена, и на ее место установили крупнокалиберный пулемет. Теперь сзади летчика, спина к спине, сидел стрелок. Мощь самолета, конечно же, значительно возросла, он стал неуязвим сзади.
Таким образом, в эскадрилье Алексеева сформировалась четверка, совершавшая отважные вылеты. Ведущий — младший лейтенант Борис Павлович Алексеев и стрелок Иван Никитович Нелюдимов, ведомые — старший сержант Петр Степанович Вычугжанин и стрелок, старший сержант Алексей Иванович Киселев, сержант Нуркен Абдирович Абдиров и стрелок, младший сержант Александр Иванович Комиссаров, сержант Алексей Дмитриевич Писанко.
Летчики делали по пять-шесть боевых вылетов в день.
На левом берегу реки Чир, в районе Боковская-Каргинская, наземная разведка заметила массовое передвижение вражеской пехоты, автомашин и бронетранспортеров. Командир дивизии приказал: «808 ШАП двумя парами «ИЛ-2» произвести разведку этого района, не выходя без необходимости в столкновение с наземным и воздушным противником». В назначенное время две пары штурмовиков поднялись в воздух. Вел их младший лейтенант Алексеев. Ведомым у него шел Петр Вычугжанин. Третий самолет пилотировал Писанко, имея ведомым Абдирова. Четверка взяла курс на Каргинскую, где располагались части румынской армии. Когда звено вышло в заданный район,
Алексеев, отдав команду: «следовать за мной», ринулся вниз. На высоте около трехсот метров облачность рассеялась, и летчикам открылась картина, подтверждающая данные разведки. Станица Каргинская кишела пехотой, танками и автомашинами. С запада несколькими густыми колоннами подходила артиллерия. Летчики нанесли на карты огневые точки, сфотографировали рвы и проволочные заграждения.
19 декабря 1942 г. четверка Алексеева получила задание бомбардировочно-штурмовым налетом на сильно укрепленный рубеж в районе Боковская-Пономаревка уничтожить скопление танков, мотомехчастей и артиллерии противника. «Илы» в воздухе. Впереди ведущий Борис Алексеев, за ним Петр Вычугжанин и Алексей Писанко, экипаж Нуркена Абдирова идет замыкающим. Противник не ожидал появления советских самолетов, во всяком случае, не сразу заметил их. Лишь когда были пройдены первые укрепления и на головы гитлеровцев посыпались бомбы, зенитные установки открыли огонь. Огненные смертоносные языки протянулись от машины Алексея к ползущим танкам. Ведомые повторили то, что делал их командир. Тут же штурмовики открыли пулеметный огонь.
Второй заход Алексеев совершил с того же направления, что и первый. Он считал, что первой атакой в этом месте парализованы огневые позиции и именно отсюда легче всего проникнуть в глубину обороны. Это была первая, но ставшая и последней ошибка командира. Расчеты зенитных орудий просто-напросто были растеряны при внезапном налете и поэтому не открыли своевременно огонь. Теперь они оправились и встретили самолеты густыми шапками взрывов.
Штурмовики перешли на бреющий полет. До боли сжимая штурвал, посылал Алексеев смертоносный огонь на врагов. Огонь пристрелявшихся зениток все точнее, все ближе и ближе разрывы снарядов.
Самолет Вычугжанина обволокли шапки разорвавшихся снарядов. Горящая машина штопором шла к земле. Погиб Петр. Погиб и стрелок его Алеша Киселев.
Вражеские зенитчики уже не выпускали «ИЛ» ведущего. Самолет Алексеева прострочили огненные нити трассирующих пуль. Самолет уже непослушен Алексееву, как видно, перебито управление рулями. В ту же секунду вздрогнула и машина Абдирова – под крылом разорвался снаряд.
Еще и еще раз пытался Алексеев справиться с подбитой машиной, но разбитые рули отказались служить пилоту. Отдав команду ведомым «действуйте самостоятельно», командир с великим трудом развернул самолет и повел его к своему аэродрому в Глушицу. Не дотянув трех километров, «ИЛ» врезался в землю. Погиб Борис Павлович Алексеев, кадровый командир, прекрасный учитель и товарищ. Вместе с ним отдал свою молодую жизнь Ваня Нелюдимов – стрелок, милый, застенчивый парень с Орловщины.
20 декабря 1942 года 808 штурмовой авиационный полк, входивший в состав 267 штурмовой авиационной дивизии, базировавшийся в Глушице, не досчитался четырех ИЛ-2, вылетевших на задание 19.12.1942 года.
В память о погибших лётчиках была объявлена минута молчания.
Мероприятие получилось очень эмоциональным. Слёзы сами собой текли из глаз. Ведь, защищая Родину, погибли совсем молодые парни. Они отдали свои жизни за то, чтобы мы все жили под мирным небом над головой. Их подвиг не забыт. Имена героев на вечном хранении в документах архивов, в выверенных до запятой справочниках, энциклопедиях, в фотоальбомах. Они на мраморе памятников, страницах воспоминаний, в наших музейных экспозициях. Но героическая эстафета на русской земле всегда передавалась от поколения к поколению. Герои всегда оставались и остаются рядом с нами. Это привилегия великого народа — иметь перед глазами вдохновляющий и обязывающий пример.
Помощь в поиске родных И.Н. Нелюдимова оказала специалист отдела по работе с населением военного комиссариата Волгоградской области Е.А. Борцова.
Стоит отметить, что осталась одна единственная фотография И.Н. Нелюдимова, сделанная в городе Поставы (Белоруссия), где он проходил обучение в летной школе.
Соб. инф., исторические данные предоставлены Боковским краеведческим музеем
***
фото:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта