Eсли учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Eсли учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Eсли учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.
Л. Толстой
Профессия учителя, на мой взгляд, уникальна. Бог создал великое Чудо — человека. Он дал ему жизнь, вдохнул в него душу. и выпустил человеческую лодку в безбрежный океан жизни. Буря и непогоды, штормы и сотрясения подстерегают человека на этом трудном пути. Но есть тот, кому небезразлична его судьба, кто волнуется и переживает, кто закрывает от невзгод своим крылом, кто просто любит. Это Учитель.
Учителем надо родиться. Это отмечали многие, например, А. Дистервейг говорил: «Воспитателем и учителем надо родиться, им руководит прирожденный такт». Eсть, конечно, «книжная премудрость», но она ничто, если нет мудрости жизненной, житейской. Издавна учителями становились люди образованные, идущие впереди своего времени, творческие, ищущие, яркие.
А профессиональным и творческим соревнованием, площадкой для демонстрации собственных достижений и обмена ценным опытом стал уже традиционный ежегодный конкурс «Учитель года». Он открывает перед представителями педагогического сообщества широкие возможности для самореализации.
В течение многих лет учителя нашей школы принимают активное участие в муниципальном этапе конкурса, занимая первые и призовые места. Только за последнее десятилетие в конкурсе приняли участие педагоги нашей школы:
2012 год — Eлена Анатольевна Каргина, учитель английского языка, победитель муниципального конкурса «Учитель года»;
2013 год — Светлана Алексеевна Зеленькова, учитель начальных классов, победитель муниципального конкурса «Учитель года»;
2014 год — Ирина Петровна Парамонова, учитель русского языка и литературы, призер муниципального конкурса «Учитель года»;
2015 год — Татьяна Алексеевна Клягина, учитель начальных классов, победитель муниципального конкурса «Учитель года»;
2017 год — Татьяна Юрьевна Кодралеева, учитель начальных классов, победитель муниципального конкурса «Учитель года» в номинации «Педагогический дебют»;
2018 год — Eкатерина Юрьевна Матанова, учитель английского языка, лауреат муниципального конкурса «Учитель года» в номинации «Учитель здоровья»;
2019 год — Eлена Васильевна Глазырина, учитель английского языка, победитель муниципального конкурса «Учитель года»;
2020 год — Галина Николаевна Иванкова, учитель русского языка и литературы, победитель муниципального конкурса «Учитель года».
«Учитель года» — это конкурс, который, с одной стороны, объединяет опытных и молодых педагогов, преподающих самые разные школьные дисциплины. У каждого из них есть чем поделиться с коллегами и что показать жюри. С другой стороны, конкурс — это всегда сложно, всегда тяжело. Это — состязание, но это состязание лучших из лучших. Это старт, открывающий новые возможности для профессионального роста. Поэтому стоит еще раз отметить профессиональный уровень наших педагогов, которые неоднократно входили в число финалистов и призёров муниципальных и региональных состязаний.
В этом учебном году в муниципальном этапе конкурса «Учитель года» приняла участие учитель русского языка и литературы Галина Николаевна Иванкова. Время, проведенное на конкурсных испытаниях, оставило в памяти участницы только яркие воспоминания, придало новый импульс в работе. Здесь, конечно, всех, без исключения, объединяли трудолюбие и мудрость, требовательность, верность избранной профессии, преданность миру детства. В течение трех дней учитель нашей школы имела возможность заявить о своих открытиях, достижениях, волнующих вопросах, приоткрыть тайны творчества, найти единомышленников и вдохновение для новых свершений. Она напомнила всем нам о том, что «педагог — профессия дальнего действия». В апреле 2020 года Галина Николаевна будет принимать участие в региональном этапе конкурса «Учитель года».
Роль педагога в обществе — одна из самых важнейших в современном мире. «Учитель — это человек, который держит в своих руках будущее нашей планеты», — говорил известный писатель Ф.А. Абрамов. Огромное нравственное, воспитательное воздействие учительской профессии отмечали всегда: и в 17 веке Я.А. Коменский: «Учителю вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем», и в 19-ом веке А.П. Чехов писал: «России необходим
хороший, умный, образованный учитель: без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича».
Недавно я услышала интересную притчу.
«Однажды ученики спросили Учителя: что самое главное в его профессии? И Учитель сказал им, что ответит на этот вопрос позже. Он предложил своим ученикам сходить к высокой горе. Перед тем, как тронуться в путь, Учитель накормил их соленой пищей. Придя к горе, ученики пожаловались, что очень хотят пить. Тогда Учитель отправил их искать родник. Но ученики пришли обратно, ничего не найдя.
Учитель подробно объяснил им путь к воде. Ученики напились сами и принесли воды Учителю. Но он достал полный сосуд воды из своей котомки и сказал: «Вот это и есть моя главная задача. Сначала я вызвал у вас жажду, потом указал верный путь к нему, направил вас в нужном направлении, затем показал, что желаемое может быть совсем рядом, надо только захотеть и позаботиться об этом».
Маленькая притча с большим значением. Вечные «со-беседники», «со-товарищи», «со-дружества» — Учитель и его ученики. Два полюса одного магнита. Два берега одной реки. Они разные, но не существуют друг без друга. А это значит — как в природе, должна быть гармония, гармония душ, гармония между уважающими друг друга людьми. В этом, я думаю, и заключается совершенство учителя.