25 июня в России чествуют моряков. Многие из тех, кто когда-либо служил в ВМФ, достают дорогие сердцу
бескозырки, тельняшки и отмечают этот, чисто мужской, праздник. Эти люди в разные годы проходили службу на подводных лодках, в морской пехоте, в береговой и пограничной охране.
Андрей Красноглазов отдал три года своей жизни морскому флоту – с октября 1986 по декабрь 1989 он проходил срочную службу на Северном флоте на сторожевом ракетном корабле «Громкий». Был оператором зенитных ракет.
Будучи молодым провинциальным парнем, Андрей и не мечтал о море, не грезил походами по океанам. Цели попасть на службу в конкретные войска не было. Но судьба сделала этот выбор за него.
Во время учебы в техникуме в г. Серафимовиче молодой парень получил повестку из военкомата. По распределению попал в Волгоград, а после — в Кронштадт. Прежде чем новобранца зачислили в экипаж сторожевого разведывательного корабля, Андрей попал в учебную часть, где они морально готовились к дальнейшей службе и постигали военную науку. Пройдя, как говорят, учебку, в апреле 1987 года он отправился для прохождения дальнейшей службы в Североморск.

«Экипаж корабля состоял из 200 человек вместе с офицерским составом, было даже несколько земляков из станиц Казанской и Обливской. Все три года службы вахта была по принципу 4/8, 4 часа несли службу, 8 отдыхали. В задачу нашего корабля входила противовоздушная оборона. Помимо этого, «Громкий» был предназначен для несения дозорной службы, охраны крупных кораблей, транспортов и десантных кораблей», — рассказал А. Красноглазов.
«Говорят, у моряков какое-то особое питание. Что входило в ваш ежедневный рацион?» — спросила я. Да, оказывается, там тоже есть свои особенности. Горячая пища личному составу выдавалась четыре раза в сутки. На обед и ужин — первое и второе блюда, на завтрак — одно второе блюдо, хлеб с маслом и чай, а после ужина — вечерний чай с хлебом. Для тех, кто заступал на дежурство ночью, был предусмотрен ночной обед. Кроме этого, на судне была собственная хлебопекарня, обеспечивающая хлебной продукцией экипаж корабля во время походов в море. В камбузе (помещение на судне, оборудованное и предназначенное для приготовления пищи) постоянно стояли мешки с сухарями на случай, если кого-то укачает.
Выжить в ограниченном пространстве корабля моряку помогали дружба, смекалка, крепкое здоровье, ответственность, которую родители воспитали в нем с детства. За время службы у Андрея было 2 боевых похода: в Средиземное море и Атлантический океан. Во время плаваний они заходили в Алжир, Тунис, Сирию, Анголу. В свободное время ходили в увольнение в город, обменивали рубли на местную валюту, знакомились с достопримечательностями, музеями, жизнью людей, иногда ходили на экскурсии.
На флоте сохранилось немало традиций и обычаев, которые каждый моряк считает своей святой обязанностью. Наверняка, многие наслышаны про обряд посвящения в моряки, когда матросу, впервые отправляющемуся в плавание, дают выпить забортной воды. И Андрей не стал исключением. Он также его прошел. Еще один морской обычай — перед выходом в море пожелать семь футов под килем, что означает — удачи.
Так и пролетели, как один день, три года в армии. Конечно, об этом времени осталось много воспоминаний. Несмотря на все тяготы несения службы А. Красноглазов всегда с радостью и теплотой вспоминает её. У него до сих пор остались друзья из окружения морского братства, с которыми он поддерживает связь, а также немало фотографий, сохраняющих память о тех годах и людях, которые были рядом.
М. ОСТРИВНАЯ, фото из личного архива