По данным Минпромторга РФ, в первом полугодии 2024 года он прибавил около 4,5 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года показатель увеличился на 3,6%
А за весь 2023 год отрасль народных художественных промыслов показала рост объемов производства на 25%, что приблизило ее к обороту в 10 млрд руб. Об этом заместитель министра промышленности и торговли РФ Иван Куликов рассказал на открытии салона «Хохлома х Алена Ахмадуллина» в ГУМе. По его словам, министерство реализует ряд мероприятий по поддержке производителей народных художественных промыслов и мастеров. «На эти цели у нас в 2024 году было выделено порядка 460 млн рублей. По просьбе производителей сумма в 2025 году при поддержке правительства РФ увеличена на 100 млн рублей, суммарно более полумиллиарда соответственно. Это говорит о том, что сегодня отрасль живет», — сказал он.
Кроме того, министерство компенсирует промыслам затраты на сырье, помогает с оплатой за электроэнергию и газ, поддерживает в вопросах, связанных с приобретением оборудования, необходимого для производства.
Предметы хохломского промысла выпускаются в городе Семенов Нижегородской области на фабрике «Хохломская роспись». В декабре 2023 года она была передана в ведение правительства региона. Для развития и продвижения промысла был создан торговый дом «Хохлома». Его креативным директором стала Алена Ахмадуллина — один из ведущих российских дизайнеров. Также был создан одноименный бренд, первым крупным проектом которого стала коллекция «Хохлома х Алена Ахмадуллина».
Под совместной маркой выпускается коллекция одежды, ювелирных изделий, мебели, предметов быта. В основу дизайна коллекции легли базовые элементы хохломской росписи, которые дизайнер переосмыслила для современного применения. Дизайнер уверена, что синтез традиций с современным дизайном откроет новую страницу в истории хохломы, ведь она олицетворяет стремление сохранить исконную Россию. Возникновение и развитие тренда на русскость отмечает и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. «Это очень хорошая тенденция, поскольку в русской культуре неисчерпаемый источник вдохновения, красоты и смыслов», — пояснил он.
Спрос на продукцию мастерской превышает возможности производства. Изделия с деревом — это часть постоянной коллекции, но эта серия оказалась не очень популярной. У мастерских было несколько больших заказов (для миниатюры 20-30 штук — это большой заказ), так как изготовление занимает много времени. Периодически изделия с деревом заказывают и покупают, но они менее популярны, чем классический палех, потому что есть представление о миниатюре — это шкатулки из папье-маше, полностью лаковые. «Мы ожидали большего интереса к этим вещам. Только на кубах получилось то, что всем «зашло», как сейчас говорят», — отмечает производитель.
rg.ru, Сергей Пятаков/РИА Новости