В Челябинске заблокировали все сервисы проката электросамокатов

Причина - в росте числа дорожных инцидентов

Власти Челябинска: Операторы кикшеринга не заключили с мэрией соглашение

Общество

В Челябинске нашли неожиданное решение проблемы безопасности дорожного движения, возникшей из-за массового распространения электрических СИМ: с 15 мая заблокированы все сервисы проката электросамокатов. И, по оценкам горожан, на проезжей части, а главное — на тротуарах стало значительно безопаснее. Городские власти отметили: они пытались урегулировать отношения с операторами кикшеринга, но до соглашения дело не дошло.

В первые часы затишья появилась версия о техническом сбое в оборудовании кикшеринга. В соцсетях появились фото из приложений с объяснениями типа: «Взяли паузу, зайдите позже». Но уже к вечеру стало понятно, что все значительно серьезнее — прокатные самокаты начали опечатывать и вывозить с улиц в грузовых фургонах, руководили этим процессом сотрудники следственных управлений СК региона. А на традиционный для челябинцев вопрос: «А что, так можно было?», следственное ведомство опубликовало официальное разъяснение:

«Третьим отделом по расследованию особо важных дел СУ СК России по Челябинской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, совершенных группой лиц по предварительному сговору)».

Санкцией этой статьи предусмотрено наказание до шести лет лишения свободы с крупным штрафом. А группой лиц следствие объявило операторов кикшеринга, которые, «осуществляя предпринимательскую деятельность по прокату и аренде средств индивидуальной мобильности на территории Челябинской области, не обеспечили надлежащие условия для их эксплуатации». Среди претензий в частности называется небезопасное состояние электросамокатов, отсутствие возможности определить возраст их арендаторов и предупреждений об опасности их использования. По версии следствия, все это и привело к росту дорожных инцидентов, в которых, по данным СК, с начала прошлого года пострадали более 130 человек.

Последним сигналом, по всей видимости, стал наезд 12-летнего школьника на 64-летнего мужчину (!) на тротуаре в Челябинске. После которого глава СК РФ Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело. А главное, выяснить, как прокат электросамокатов, разрешенный для лиц старше 16 лет, оказался доступен виновнику происшествия.

«В настоящее время из органов местного самоуправления и коммерческих организаций запрошена необходимая документация, в том числе относительно законности размещения средств передвижения на территории региона, — сообщила помощник руководителя челябинского СК Мария Плеханова. — Проводятся допросы, изъято более 1,5 тысячи электросамокатов, после осмотра которых будет решен вопрос о признании их в качестве вещественных доказательств. Назначены судебные экспертизы в целях исследования технического состояния транспортных средств, в том числе наличия необходимого программного обеспечения».

В мэрии Челябинска жесткий подход силовиков поддержали и сообщили, что еще 6 мая направили в адрес владельцев сервисов новые проекты соглашений о регулировании основных правил использования самокатов на улицах города. Однако «обратной связи» не получили.

В частности, документ предусматривал ограничение скорости электросамокатов и полный запрет их использования на некоторых территориях с массовым пребыванием людей. Отдельным пунктом предусматривалось создание специальных стоянок, использование которых после подписания соглашений стало бы обязательным. А электросамокаты перестали бы бросать посреди пешеходных переходов.

Кроме того, от операторов потребовали ввести ограничения на использование СИМ лицами в состоянии алкогольного опьянения, одновременно двумя и более катающимися, а также детьми младше 14 лет. Другими словами, поставили владельцев бизнеса в очень непростое положение, выход из которого они, по всей видимости, ищут до сих пор.

«Мы видим, как игнорируются правила безопасности и не соблюдаются все ранее достигнутые договоренности», — пояснили в мэрии солидарность со следствием.

В СК уже сообщили, что примут все меры для предотвращения эксплуатации СИМ с нарушением требований

Дальнейшая судьба сервисов пока под вопросом. В СК уже сообщили, что примут все меры для предотвращения эксплуатации средств индивидуальной мобильности с нарушением установленных требований. Уже изъятые с улиц электросамокаты в случае подтверждения их «недонастроенности» впоследствии могут быть конфискованы и уничтожены, как это делается с другими вещдоками по уголовным делам.

Как вам это?

Сергей Варламов, член Общественного Совета при УМВД России по Астраханской области:

— Полагаю, что в Челябинске самокаты всех достали. У нас в Астраханской области их появлением на улицах города не довольны ни пешеходы, ни водители. Они мешают движению, часто создают аварийные ситуации на дороге. Так что пора принимать действенные меры.

Кстати:

Аналитики системы мониторинга СМИ и соцсетей ПрессИндекс представили «РГ» такие данные. С апреля 2024 года по апрель 2025 года в российских СМИ зафиксировано 53,3 тысячи публикаций о происшествиях с электросамокатами. Это на 36,1 процента больше, чем за предыдущий аналогичный период. Возросло на 37,5 процента и число сообщений о происшествиях с электросамокатами, которыми управляли несовершеннолетние. Большую часть причин происшествий составляют сообщения о наездах электросамокатов на пешеходов — 42,5 процента сообщений. И примерно столько же, в которых самокатчики попадали под колеса автомобилей.

https://rg.ru, фото СУ СК России по Челябинской области

Станичные ведомости