В связке против спама

в 2022 году злоумышленникам удалось украсть у банковских клиентов 14,1 млрд руб.

На регулярный спам жалуются более 94% россиян, каждый день блокируется порядка 2,5 млн мошеннических звонков. Вместе с госорганами в работу по борьбе со спамом активно включены операторы мобильной связи. В августе к меморандуму ФАС по борьбе с голосовым спамом подключилась Yota, став пятой среди крупнейших российских телеком-компаний, объединившихся вокруг этой инициативы.

Общество

Спам — тут, спам — там

С действиями телефонных мошенников сталкивались практически все – более 94% россиян. При этом 77% из них, по статистике аналитического агентства TelecomDaily, получали спам-звонки, 60% – нежелательные смс-сообщения, а 47% сталкивались со спамом в мессенджерах. По данным НАФИ, звонки спамеров чаще всего нацелены на абонентов из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупнейших городов-миллионников.

Самый распространенный и наиболее безобидный повод для рассылки спама – реклама товаров и услуг. Если сравнивать спам с различными вариантами рекламного продвижения, он является одним из наиболее дешевых, отмечает гендиректор агентства TelecomDaily Денис Кусков. В большинстве других случаев он связан с попытками финансового мошенничества.

Нередко абоненты раскрывают свои персональные данные самостоятельно – чаще всего это происходит под воздействием методов социальной инженерии. Потерявший бдительность человек может, не задумываясь о последствиях, озвучить спамерам данные учетных записей, пароли, а также номера и пин-коды банковских счетов и карт, раскрыв таким образом банковские сведения, позволяющие злоумышленникам совершить хищение. И по закону в таких случаях банки не обязаны возвращать деньги. Всего в 2022 году злоумышленникам удалось украсть у банковских клиентов 14,1 млрд руб.

Антиспам-технологии

Параллельно с мошенниками, которые ежегодно изыскивают новые способы обмана абонентов, российские мобильные операторы совершенствуют защиту от спама. И тем и другим играет на руку активное развитие технологий.

Помимо использования привычных средств борьбы с нежелательными звонками – определитель номера, черный список – операторы постоянно работают над усилением защиты. Как сообщили «МК» в пресс-службах «МегаФона» и Yota, у этих операторов есть опции против спама, которые работают автоматически. При этом используются технологии машинного обучения и большие данные, которые позволяют выявлять нежелательные звонки по их частоте, продолжительности и другим обезличенным признакам. Так, спам-фильтры «МегаФона» за 8 месяцев 2023 года отсеяли более 262 миллионов нежелательных звонков, из них 36,6 миллиона – в августе. У Yota показатели скромнее в силу меньшего числа абонентов: в январе-августе было отсеяно 24 млн спам-вызовов, в том числе 8,5 млн в августе.

Если у оператора есть голосовой помощник, опция противодействия спаму обычно включена в него по умолчанию. Работая над своим помощником Евой, «МегаФон» проанализировал более 400 млн звонков, поступивших абонентам с сомнительных номеров за 10 недель. Это позволило определить новую категорию спам‑ботов: они делают до пяти раз больше звонков в сутки, а номер используют лишь в течение одного дня, хотя обычно он «работает» один‑два месяца. Технические возможности оператора позволяют вносить номера таких ботов в спам‑базу максимально оперативно.

Вся эта работа дает свои результаты: по данным исследования TelecomDaily, порядка 40% россиян сообщили в 2023 году о снижении частоты поступления спам-звонков.

Под защитой

На уровне Роскомнадзора в России в скором времени должна на полную мощь заработать система «Антифрод». Она проверяет, действительно ли абонент, с чьего номера происходит вызов, инициировал этот звонок, и при отсутствии подтверждения оператор не пропускает вызов.

В 2021 году четыре крупнейших оператора мобильной связи – «МегаФон», «Билайн» «Теле2» и «МТС» – объединились для борьбы с нежелательной рекламой и спамом на уровне Федеральной антимонопольной службы (ФАС). А в августе 2023 года к меморандуму по борьбе с голосовым спамом подключился оператор Yota, расширив «большую четверку» до «большой пятерки».

В результате на портале ведомства заработал сервис для обращений граждан. Сообщить о поступившей голосовой или смс-рекламе также можно через специальную форму на сайте операторов. Абоненты Yota могут воспользоваться еще и третьим способом и при получении спама в СМС-сообщении переслать его на бесплатный короткий номер.

https://www.mk.ru

Станичные ведомости