Навигация
Главная » Главные новости » Матери солдатские

Матери солдатские

28 Июн

Милые, добрые мамы, вот уж полвека прошло,
Ждёте звонка, телеграммы в дальнее ваше село.
Влажны бесцветные очи, вера надеждой крепка,
Тягостны длинные ночи — ждёте, всё ждёте сынка.
Вновь прочитав «похоронку», сердце щемящую весть,
Вы отложили в сторонку, чтобы опять не прочесть.
«Нет! Это правда жестоко — жив мой родимый сынок»,
Плачет в ночи одиноко, взор торопя за порог…
1995 год

Эти стихи о солдатских матерях написаны Николаем Григорьевичем Винокуровым, родившимся в Белоруссии в 1939 году. Он сполна познал все тяготы войны, так как три с половиной года пробыл вместе со своими родителями в немецкой оккупации. Жили они в маленькой белорусской деревеньке Пустынки Сеннинского района Витебской области. Отец Николая, Григорий Сергеевич Винокуров, по заданию командира партизанского отряда работал в подполье связным, а мать, Мария Яковлевна Винокурова (Станичнова), была обыкновенной домохозяйкой, смотрящей за Колей и двумя маленькими сестрёнками, родившимися уже в оккупации.

Николай знал войну, оттого и стихи его получились такие проникновенные, берущие за душу. И это всё, что я должен был сказать о своём старшем брате и о наших родителях, а далее речь пойдёт о солдатских матерях моего родного хутора Попова и их родимых сынах, сыночках, сыновьях, не вернувшихся с войны.

Из хутора Попова на защиту Родины ушли более 150 человек. Самому старшему из ушедших — Фёдору Николаевичу Калмыкову — на момент мобилизации исполнился 51 год, а самому младшему — будущему полковнику Михаилу Сергеевичу Попову — было всего семнадцать с половиной. И чтобы его зачислили в списки проходящей через хутор воинской части, он прибавил себе один год. Все остальные хуторские солдаты заняли временной промежуток между этими двумя датами.

Мы не знаем, была ли жива мама Фёдора Николаевича, провожала ли его на войну и дождалась ли? А вот мама семнадцатилетнего Михаила, Татьяна Фёдоровна Попова (Калмыкова), точно его провожала, и по воспоминаниям старожилов, провожала со слезами, не хотя, а месяц спустя, тяжело заболев, скоропостижно умерла, не получив в условиях войны необходимой медицинской помощи.

Возвращаясь к теме обоих ушедших на фронт Ф.Н. Калмыкова и М.С. Попова, скажу, что оба фронтовика благополучно возвратились домой, на радость родне и всему хутору. Возвратились, как и многие другие хуторские солдаты, пусть и израненные, контуженные, с искалеченными войной судьбами. Возвратились с Великой Победой, возвратились на радость выплакавшим все глаза матерям и жёнам, на радость подросшим за четыре года войны детям. И началась долгожданная мирная жизнь…

Слёзы на глазах исстрадавшихся матерей со временем высохли, раны солдатские боевые и душевные зарубцевались, и в хуторские семьи вернулась нормальная, с повседневными хлопотами, жизнь. Неженатые по молодости, но возмужавшие на фронте сыновья почти сразу же женились, нарожали первенцев, а женатые ещё до войны фронтовики тоже порадовали своих матерей третьими, четвёртыми детками, а потом и внучатами.
Но не всем было суждено вернуться, не всем… Около семидесяти наших земляков самого разного возраста пали смертью храбрых на полях сражений или пропали без вести. И домой они не пришли, хотя их там денно и нощно ждали и до последнего надеялись.

Шло время, летели годы, а вестей от любимых сыновей не было. И у семидесяти матерей, не дождавшихся с войны детей, каждый день начинался с непроизвольного взгляда в сторону ближайшей тропинки, дороги, откуда должна была появиться родимая кровинушка, но она не появлялась. Семьдесят матерей и семьдесят не вернувшихся с поля боя сыновей. Простая, казалось бы, арифметика, ан нет, не простая. Не получается по-простому, не выходит, тут не один к одному, тут своя формула. Потому как не все матери нашего хутора отправили на фронт по одному сыну, не все. Были семьи, из которых на фронт забрали двух и более сыновей.

Или же отца и сына, или отца и двух сыновей. Всякое было. Вот и получается, что на 70 погибших и пропавших без вести солдат нашего хутора матерей приходится гораздо меньше.
В голову невольно приходит мысль… Каково же было материнское горе, когда не возвращался с войны один единственный сын или один из сыновей? Как, чем, каким прибором было измерить жгучую материнскую тоску, каким градусником? Но, это если один…

А каким же было горе матери, которая, отправив на фронт двух-трёх своих сыновей, не дождалась из них ни одного? Как всё это можно было выдержать, как пережить, не сломаться и не согнуться перед жестокой судьбой? Как?! А они не только всё выдержали, но и страну, порушенную войной, подняли!

Во время поисковой работы, организованной при Поповском сельском доме культуры, пришлось заново открывать не только имена многих погибших солдат из хутора, но и имена матерей. Благо, что их имена часто вписывались в личные дела. Спросите, почему заново? Да потому что уже более ста лет минуло со дня рождения ушедших на фронт сыновей, и многое забылось. Многих матерей мы нашли, восстановили имена и судьбы, а часть ещё предстоит найти, как бы почти издевательски по отношению к ним это не звучало.

И это наша общая вина, что позабыли своих хуторян, подсушили свои корни, занимаясь более «нужными» каждодневными делами и свершениями. Остаётся только каяться, а покаявшись, пробовать браться за дело, за поисковое дело. Мы попробовали. И вот что из этого вышло.

Здесь представлен далеко не полный список солдатских матерей из хутора, потерявших своих сыновей на войне.Кого-то из них за давностью лет не помнят хуторские старожилы, кого-то из матерей не вписали в солдатские призывные документы (было записано имя отца или супруги), а кто-то давным-давно уехал из хутора.

Низкий человеческий поклон всем матерям за невернувшихся с войны сыновей, которые ценой своих жизней проложили путь к нашей Великой Победе!

Мария Андреевна Брунилина — мать троих детей. Единственный сын Иван Данилович Брунилин, 1925 года рождения, красноармеец, стрелок, пропал без вести в октябре 1943 года. Она же потеряла и обоих своих мужей, первого в гражданскую войну, а второй, Данила Наумович Брунилин, младший сержант, командир стрелковой роты, в Великую Отечественную пропал без вести.

М. ВИНОКУРОВ, заведующий Поповским СДК

Подробнее в №26 от 26.06.2021

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта