Навигация
Главная » Главные новости » Сбил 59 вражеских самолетов. Александр Покрышкин - легендарный летчик

Сбил 59 вражеских самолетов. Александр Покрышкин — легендарный летчик

13 Ноя

Подробнее поговорим о первом трижды Герое Советского Союза легендарном летчике-асе Александре Покрышкине, которого не стало 13 ноября 1985 года. Александр Иванович Покрышкин (1913-1985) — советский военачальник, герой Великой Отечественной войны, маршал авиации (1972).

Детство и юность

Родился Александр Покрышкин в городе Ново-Николаевске Томской губернии в семье фабричного рабочего. Родители были выходцами из крестьян Вятской губернии.

В последние годы XIX века родители переселились в Сибирь (отец некоторое время крестьянствовал в Прокудской волости Томского уезда, но в 1902 году перебрался в Новониколаевск). Александр был вторым ребенком из шести детей. Семья жила небогато, в не самом благополучном районе города. После смерти старшего сына отец Александра покончил с собой.

Тяжелое детство не помешало Александру с ранних лет много времени уделять учебе. По характеру он выделялся ярко выраженными лидерскими качествами и постоянным стремлением к учебе.

Покрышкин увлекся авиацией в возрасте 12 лет, наблюдая полеты первых самолетов, после чего начал заниматься в авиамодельном кружке. В 1928 году, после окончания семилетней школы, он пошел работать на стройку.

В 1930 году Александр покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев по специальности слесаря-лекальщика. Затем молодой человек учился в вечернем институте сельскохозяйственного машиностроения и одновременно работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой», тогда же он увлекался изобретательством и за успехи в этом деле получил несколько дипломов.

В Красной Армии

17 июня 1932 года Александр добровольцем вступил в ряды Красной Армии. Он был направлен в 3-ю Пермскую авиационную школу авиатехников, которую окончил в 1933 году.

В декабре 1934 года Покрышкин стал старшим авиационным техником авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа и оставался в этой должности до ноября 1938 года. В этот период он предложил несколько улучшений к пулемету ШКАС и к ряду других элементов вооружения.

В 1936—1938 годах Покрышкин обучался в Краснодарском аэроклубе мастерству летчика без отрыва от основного места службы. Во время отпуска зимой 1938 года он втайне от начальства прошел всего за 17 дней годичную программу гражданского пилота. Это помогло ему добиться в ноябре 1938 года направления на учебу в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу имени А. Ф. Мясникова, которую он окончил с отличием в ноябре 1939 года.

Участие в Великой Отечественной войне

Войну старший лейтенант А. И. Покрышкин встретил в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте, его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня, в первый день войны. Первая воздушная схватка Александра закончилась бедой: по недоразумению он подбил советский самолет 211-го бомбардировочного полка — легкий бомбардировщик Су-2 (при этом штурман погиб), приняв его за вражеский.

В бою 26 июня 1941 года Покрышкин одержал свою первую победу, сбив во время разведки немецкий истребитель. Одержав 3 июля еще одну победу, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть.

Во время первых недель войны Покрышкин, увидев, как устарела тактика советских ВВС, начал заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боев, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ. Ему приходилось сражаться в крайне тяжелых условиях постоянного отступления. Позже он говорил: «Тот, кто не воевал в 1941—1942, не знает настоящей войны».

Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Однажды пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и рассекла кожу на подбородке, покрыв приборную доску кровью.

К середине ноября 1941 года Покрышкин  выполнил 190 боевых вылетов, в том числе подавляющее большинство — 144 вылета — на штурмовку наземных войск врага. В июне—декабре 1941 года он сбил два немецких самолета лично и один — в группе.

С 1942 года Покрышкин находился в очень сложных отношениях с новым командиром полка Н. В. Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации. Серия их конфликтов привела к тому, что Покрышкин был снят с должности и исключен из партии, а из имевшей место стычки в летной столовой с офицерами соседнего полка сфабриковали дело против Покрышкина, которое было направлено для рассмотрения в военный трибунал в Баку. Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасло боевого летчика. Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.

В воздушных боях на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений А. И. Покрышкин проявил себя во всем блеске таланта умелого воздушного бойца и мастера тактики. За апрель 1943 года он сбил 10 немецких самолетов и был представлен к званию Героя Советского Союза. Его новые тактические приемы для патрулирования воздушного пространства, такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка», и использование данных от наземных радаров, а также улучшенная наземная система контроля за воздушным пространством принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.

Только за май 1943 года Покрышкин сбил 12 вражеских самолетов. 24 августа 1943 года гвардии майор Покрышкин был награжден второй медалью «Золотая Звезда». Всего же в воздушной битве на Кубани с апреля по июнь 1943 года он сбил лично 22 самолета врага, стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрел всесоюзную славу.

С начала мая 1944 года Покрышкин вновь участвовал в боях на 2-м Украинском и с июля — на 1-м Украинском фронтах. В июне 1944 года он получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской истребительной авиадивизией. 19 августа 1944 года, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз.

Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. Журнал «Смена» назвал Александра Покрышкина «лучшим летчиком Советской страны».

Несмотря на то, что после войны Александр Покрышкин «дорос» до маршала авиации, он всегда оставался сдержанным и деликатным, очень часто за свою службу был неудобен многим начальникам. Кроме того, Александр Иванович был абсолютно не честолюбивым человеком, не однажды отказывался от соблазнительных должностей.

В СССР официально считалось, что за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе.

Главная

Метки:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта