Навигация
Главная » Общество » Школьная травля: как распознать и что делать в такой ситуации

Школьная травля: как распознать и что делать в такой ситуации

07 Янв

Травля среди подростков – актуальная проблема для современного мира. В декабре в Ростовской области разгорелся скандал на почве буллинга. Анонимный телеграм-канал стал публиковать фотографии и личную информацию детей, а также оскорбительные комментарии о них. За удаление публикации неизвестный автор требовал деньги.

Как мы писали ранее, на эту ситуацию ростовские школьники даже пожаловались главе Лиги безопасного интернета Екатерине Мизулиной.

Корреспондент ИА «ДОН 24» решила разобраться в природе агрессии, что делать со школьным буллингом, как следует поступать родителям и учителям, а также что стоит предпринять, если ваш ребенок инициирует травлю.

На интересующие вопросы ответил доцент кафедры общей и педагогической психологии ЮФУ Александр Мирошниченко.

«Агрессия была во все времена. И дети, так как пытаются самовыразиться, особенно болезненно реагируют на негатив, на грубую реакцию сверстников. Агрессия – это выплеск тех или иных эмоций. И одно дело, когда это конструктивная агрессия – например, в спорте, жажда победы, соревновательный интерес. Это одно проявление детской агрессии. И другое, когда нападают на ближнего», – пояснил он.

Обычно жертвой выбирают того, кто особенно болезненно воспринимает нападки или не может дать отпор. Обидчик пытается найти слабые места и бить именно туда.

«Дети достаточно жестоки, потому что не всегда понимают последствия этой травли, заигрываются и заходят слишком далеко. Плюс ко всему интернет, социальные сети, мессенджеры, которые ускоряют многие процессы. Когда нападение идет в реальном общении, если возможность перебить обидчика, отстоять свою точку зрения, а здесь из-за удаленности получается, что дети становятся более беззащитными. При онлайн-общении допускаются более жесткие, грубые высказывания, нежели в живом формате».

Обычно конфликт не появляется сам по себе.

«Есть какая-то конфликтная ситуация или напряженность в отношениях, какая-то озлобленность. Она некоторое время существует, усиливается, и потом либо накладывается вторая конфликтная ситуация, либо происходит какой-то инцидент, поступок, слово, которое жертва допускает. И происходит усиление, в которое агрессор пытается втянуть максимум присутствующих единомышленников, чтобы посильнее затронуть свою жертву», – рассказал Мирошниченко.

Родителям следует обращать внимание на резкое изменение в поведении ребенка. Если он стал менее общительным, нервозным, постоянно хочет уединения с телефоном или планшетом – это звоночек. Также о буллинге может свидетельствовать отказ от привычных хобби и увлечений.

Семья агрессора часто пытается найти оправдание поведению своего близкого.

«Чаще всего мы видим ситуацию отрицания, что человек может нападать на кого-то. Это же свой ребенок, как так. И получается, что зачастую находятся какие-то оправдания такому поведению и поступкам. Он же такой хороший мальчик, и в семье помогает, и такой активный. А если он кого-то оскорбляет, значит, есть за что. Разобраться в сути проблемы родителям как заинтересованной стороне не всегда хочется, а приходится, но только когда уже начинаются ощутимые последствия, когда есть резонанс. Когда на проявление агрессии уже нельзя закрывать глаза, нельзя не реагировать», – объяснил психолог.

Это частая ошибка родителей. Они могут подолгу закрывать глаза на явную проблему, делают ее привычной. А потом пытаются решить, когда становится уже поздно. Реагировать же нужно сразу.

Если становится известно о буллинге, взрослые не должны его игнорировать. И учителям, и родителям необходимо поддержать жертву.

«Чаще всего, если дети воспитаны в гармоничной семье, у них выстроена система ценностей, то на действия агрессора они или не обращают внимания, или находят в себе силы противостоять. И тогда агрессору нужна другая жертва, с этой уже не интересно. В этом и есть суть профилактики, когда мы объясняем подросткам, что озлобленность, которая постоянно присутствует, ни к чему хорошему и конструктивному не приводит. И свою энергию и свое время лучше тратить на более полезные вещи».

Мирошниченко советует занимать свободное время школьника чем-то полезным. Это могут быть дополнительное образование, например музыкальная или художественная школа, спортивные кружки, курсы. Тогда ребенок не будет искать эмоции и впечатления в Сети.

Если ситуация усугубляется и доверительные отношения с ребенком построить уже невозможно, нужно обратиться к психологу.

«К специалистам нужно обращаться, если это становится уже очевидной проблемой. На первых этапах, когда что-то начинает накаляться, лучше разговаривать с ребенком, делиться своим опытом, потому что по каждому первичному комментарию идти к психологу – это ни о чем. Но если ребенок не справляется, для него это мучение, его это терзает, он постоянно об этом думает, а у родителей не получается доверительного контакта, они не могут дать поддержку, которая является базой безопасности ребенка, то в таком случае уже нужно обращаться к психологам», – подытожил Мирошниченко.

Это касается как близких жертвы, так и близких обидчика.

В Ростовской области действует несколько телефонов доверия для детей, куда они могут обратиться в сложную минуту и получить поддержку от специалиста.

Источник: don24.ru

Фото: skazka-arkhyz.ru

Метки: ,

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта